Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:48, контрольная работа
Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи.
Какова природа пространства и времени? Как соотносятся пространственно-временные отношения с материей и движением? В решении этих и научных, и мировоззренческих проблем возможны два подхода и два ответа. Представители одного утверждают, что пространственно-временные отношения не зависят от материи и движения. Те философы, которые исходят из догмы о творении мира духовной силой (Платон, Августин, Гегель), считают пространство и время также порождением бога или абсолютной идеи.
Социальное время является мерой
изменчивости общественных процессов,
исторически возникающих
Идея линейной направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее, скорее в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с ей предшествующими привела к скачку в развитии всей системы социальных процессов и задала ей высокие темпы развития. Это особенно касается современной эпохи, стержнем которой является научно-техническая революция со всеми ее научными, техническими и социальными последствиями.
Таким образом, социально-историческое
время течет неравномерно. Оно
как бы уплотняется и ускоряется,
наполняется содержанием по мере
общественного прогресса. Причем само
ускорение социально-
Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно существует как наложение друг на друга различных временных событий: событий, характеризующих историю человечества, нации, индивидуальную судьбу, собственное бытие, индивидуально значимое для меня и т.д. Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на разных этапах человеческой истории имеет особое значение сегодня и особенно для тех стран и народов, которые переживают эпоху ренессанса и материальной, и духовной культуры.
Заключение.
Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, включенных в эти сферы, имеет общую основу. Мир един в его многообразии.Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, о субстанции, в качестве которой можно мыслить и материю и дух. Соответственно, различается материалистический и идеалистический монизм. Для монистической философии мир выступает как единство материи и сознания, но для материализма это единство понимается как материальное единство мира. Причем единство мира понимается как единство материи и ее атрибутов (движения, пространства, времени), материи и законов ее движения, а это требует рассмотрения "вещественного" и структурного единства мира. В этом смысле единство должно пониматься диалектически, как единство в многообразии и через многообразие, так как общее не существует иначе как в отдельном.
Раскройте следующие понятия:
Отражение- всеобщее свойство материи, как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения», проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними.
Движение- способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного
Покой – отсутствие движения и шума
Пространство- это состояние материи, характеризующееся наличием протяженности объема. Это одна из форм существования материи.
Время – это необратимое течение, протекающее лишь в одном направлении, внутри которого происходят все существующие в бытие процессы, являющиеся фактами.
Теория относительности - по А. Эйнштейну : согласно этой теории, необходимо воспринимать как почти равноправную составляющую( координату ) пространства времени, которая может смешиваться в преобразовании координат при смене ( изменении скорости движения) системы отсчета с обычными пространственными координатами, подобно тому, как смешиваются друг с другом пространственные координаты в преобразовании их при повороте осей обычной трехмерной системы координат.
Уровни материи:
1.Макромир-совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в мм ,км, время в минутах секундах, часах ,годах.
2.Микромир – мир предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых микрообъектов ,пространственная размерность которых исчисляется от 108 до 16/6 см, а время жизни от бесконечности до 1024 сек.
3. Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов- миллионами и миллиардами лет.
Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения
2. В живой природе:
3.В обществе:
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
Какая связь существует между материей, отражением, сознанием и информацией?
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе (могут возникать фантазии, представления о предметах, которых мы сейчас не наблюдаем, во сне человек может увидеть то, что вообще никогда не видел, и т. д.). Тогда же появилось представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится с предметным миром? С тех пор вокруг сознания ведутся споры о его сущности, возможности и путях познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другие утверждали, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или стремление человека увидеть из окна самого себя идущим по улице. Разделились и мнения философов. Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей.
Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей.Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.
Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях
выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае
представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в
различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.
Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального
взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.
Отражение есть всеобщее свойство материи,
заключающееся в
Все в мире находится в непосредственном
или удаляющемся в
Решите тест:
1. Соотнесите античных
А)Парменид 1)бытие есть идея
Б)Гераклит 2)бытие есть атом
В)Демокрит 3)бытие пронизано борьбой противоположностей
Г)Платон 4)бытие – это сущее
2. Начиная с античности, понятие
«Бытие» понималось как
1) 11 в.
2) 15 в.
3) 19 в.
3. Философское направление,
1)Объективный идеализм;
2)Субъективный идеализм;
3)Солипсизм.
4. Существующее независимо от чего другого – это …
1)Атомы;
2)Субстанция;
3)Идея.
5. Соотнесите философские
А)Идеалистический монизм 1)Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза
Б)Материалистический монизм 2)Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин
В)Пантеистический монизм 3)Платон, Аристотель, Августин, Гегель
Список литературы.
1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2) А.Г. Спиркин. Основы
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4)Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.
5) Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. – М., 2007.
Информация о работе Категории пространства и времени, их формы и свойства