Категории пространства и времени, их формы и свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи.
Какова природа пространства и времени? Как соотносятся пространственно-временные отношения с материей и движением? В решении этих и научных, и мировоззренческих проблем возможны два подхода и два ответа. Представители одного утверждают, что пространственно-временные отношения не зависят от материи и движения. Те философы, которые исходят из догмы о творении мира духовной силой (Платон, Августин, Гегель), считают пространство и время также порождением бога или абсолютной идеи.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 38.00 Кб (Скачать)

Социальное время является мерой  изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях  общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными и, по сути, воспроизводили на протяжении не одного тысячелетия существующие социальные отношения. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, ставших священными традициями. Отсюда особая ценность прошлой истории в жизни древних (особенно восточных) цивилизаций.

Идея линейной направленности времени  и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее, скорее в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с ей предшествующими привела к скачку в развитии всей системы социальных процессов и задала ей высокие темпы развития. Это особенно касается современной эпохи, стержнем которой является научно-техническая революция со всеми ее научными, техническими и социальными последствиями.

Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно  как бы уплотняется и ускоряется, наполняется содержанием по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического  времени происходит неравномерно. В  эпоху революционных преобразований это ускорение, его насыщение  социально значимыми историческими  событиями, происходит в значительно  большей степени, чем в периоды  эволюционного развития.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно существует как наложение  друг на друга различных временных  событий: событий, характеризующих  историю человечества, нации, индивидуальную судьбу, собственное бытие, индивидуально  значимое для меня и т.д. Проблема полиструктурности социального пространства-времени, его изменения на разных этапах человеческой истории имеет особое значение сегодня и особенно для тех стран и народов, которые переживают эпоху ренессанса и материальной, и духовной культуры.

 

Заключение.

Категория бытия, выступая предельно  общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные  явления, предметы и процессы: природные  объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных  людей, социальные институты, состояния  человеческого сознания и т.д. Все  существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, включенных в эти сферы, имеет общую основу. Мир един в его многообразии.Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, о субстанции, в качестве которой можно мыслить и материю и дух. Соответственно, различается материалистический и идеалистический монизм. Для монистической философии мир выступает как единство материи и сознания, но для материализма это единство понимается как материальное единство мира. Причем единство мира понимается как единство материи и ее атрибутов (движения, пространства, времени), материи и законов ее движения, а это требует рассмотрения "вещественного" и структурного единства мира. В этом смысле единство должно пониматься диалектически, как единство в многообразии и через многообразие, так как общее не существует иначе как в отдельном.

Раскройте следующие понятия:

 

Отражение- всеобщее свойство материи, как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения», проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними.

 

Движение- способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного

 

Покой – отсутствие движения и шума

 

Пространство- это состояние материи, характеризующееся наличием протяженности объема. Это одна из форм существования материи.

 

Время – это необратимое течение, протекающее лишь в одном направлении, внутри которого происходят все существующие в бытие процессы, являющиеся фактами.

 

Теория  относительности - по А. Эйнштейну : согласно этой теории, необходимо воспринимать как почти равноправную составляющую( координату ) пространства времени, которая может смешиваться в преобразовании координат при смене ( изменении скорости движения) системы отсчета с обычными пространственными координатами, подобно тому, как смешиваются друг с другом пространственные координаты в преобразовании их при повороте осей обычной трехмерной системы координат.

 

Уровни  материи:

1.Макромир-совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в мм ,км, время в минутах секундах, часах ,годах.

2.Микромир – мир предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых микрообъектов ,пространственная размерность которых исчисляется от 108 до 16/6 см, а время жизни от бесконечности до 1024 сек.

3. Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов- миллионами и миллиардами лет.

 

Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения

  1. В неорганической природе:
  • пространственное перемещение;
  • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
  • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
  • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
  • геологические процессы;
  • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

2. В живой природе:

  • обмен веществ,
  • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
  • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
  • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
  • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

3.В обществе:

  • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
  • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

 

Более высокие формы движения материи  исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и  взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

 

Какая связь существует между материей, отражением, сознанием и информацией?

 

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что  в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе (могут возникать фантазии, представления о предметах, которых  мы сейчас не наблюдаем, во сне человек  может увидеть то, что вообще никогда  не видел, и т. д.). Тогда же появилось  представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится  с предметным миром? С тех пор  вокруг сознания ведутся споры о  его сущности, возможности и путях  познания. Одни исходили из познаваемости  сознания, другие утверждали, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или стремление человека увидеть из окна самого себя идущим по улице. Разделились и мнения философов. Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей.Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение  во  всем  многообразии  его  форм,  начиная  от  простейших механических следов и кончая человеческим  разумом,  происходит  в  процессе взаимодействия  различных  систем  материального  мира.  Это  взаимодействие имеет  своим  результатом  взаимоотражение,  которое в простейших  случаях

выступает в виде механической  деформации,  в  общем  же  случае  -  в  виде взаимной  перестройки  внутреннего  состояния  взаимодействующих  систем:  в изменении их связей или направлений  движения, как внешняя реакция  или  как взаимная  передача  энергии  и  информации.   Отражение   в   общем   случае

представляет собой процесс,  результатом  которого  является  информационное воспроизведение  свойств  отражаемого  предмета.  Любое  отражение  включает информационный  процесс:  оно  есть  информационное   взаимодействие,   одно оставляет о себе  память  в  другом.  Информация  есть  объективная  сторона процессов природы и как таковая всеобща, что  предполагает  ее  специфику  в

различных сферах реального мира - в неорганической природе,  живых системах и социальных процессах.

Все  в  мире  находится   в   непосредственном   или   удаляющемся   в бесконечность опосредованном  взаимодействии  всего  со  всем  -  все  несет информацию обо всем.  Это  предполагает  универсальное  информационное  поле мироздания, которое является всеобщей  формой  связи  формой  универсального

взаимодействия и тем самым  единства мира:  ведь  все  в  мире  “помнит”  обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении  признаков, свойств и отношений  отражаемого объекта. Способность  к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации  материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в  качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения  у живого организма являются раздражимость  и чувствительность как специфическое  свойство отражения, взаимодействий внешней  и внутренней среды в виде возбуждения  и ответной избирательной реакции. Отражение во всем многообразии его  форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального  мира. Это взаимодействие имеет своим  результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений  движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность  опосредованном взаимодействии всего  со всем - все несет информацию обо  всем. Это предполагает универсальное  информационное поле мироздания, которое  является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем  самым единства мира: ведь все в  мире "помнит" обо всем! Это  вытекает из принципа отражения как  всеобщего свойства материи.

 

 

Решите тест:

 

1. Соотнесите античных мыслителей  и их понимание бытия.

А)Парменид 1)бытие есть идея

Б)Гераклит 2)бытие есть атом

В)Демокрит 3)бытие пронизано борьбой противоположностей

Г)Платон 4)бытие – это сущее

 

2. Начиная с античности, понятие  «Бытие» понималось как окружающий  человека мир. В каком веке  данное понимание стало характеризовать  еще и внутренний мир человека  – «субъективный мир»?

1) 11 в.

2) 15 в.

3) 19 в.

 

3. Философское направление, выводящее  все из одного духа, объясняющее  возникновение материи из духа  или подчиняющий ему материю – это …

1)Объективный идеализм;

2)Субъективный идеализм;

3)Солипсизм.

 

4. Существующее независимо от  чего другого – это …

1)Атомы;

2)Субстанция;

3)Идея.

 

5. Соотнесите философские направления  и их представителей.

А)Идеалистический монизм 1)Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза

Б)Материалистический монизм 2)Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин

В)Пантеистический монизм 3)Платон, Аристотель, Августин, Гегель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1)  Семинарские занятия по  философии: Учебник. Под ред. 

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2)  А.Г. Спиркин. Основы философии:  Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3)  Введение в философию: Учебник  для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

4)Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

5) Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. – М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Категории пространства и времени, их формы и свойства