Карл Ясперс

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:54, биография

Описание работы

Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его отец, юрист, впоследствии - директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать - из местного крестьянского рода.
В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако, проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины.

Работа содержит 1 файл

биография.DOC

— 71.50 Кб (Скачать)

                    Министерство топлива и энергетики РФ

                           Сургутский Нефтяной техникум 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Сообщение :

                                Карл Ясперс.

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Студента

                                                I-го курса группы

                                                                            Бух  99-II

                     Фролова Юры 
 
 

            г. Сургут

                            2000 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      Карл  Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его  отец, юрист, впоследствии - директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать - из местного крестьянского рода. 

      В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако, проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины. 

      Во  все периоды жизни, в том числе  и в годы студенчества, у Ясперса были немногие, но близкие друзья; так, на медицинском факультете он дружил с одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды Майер. Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией, причем Гертруда Майер изучала философию профессионально. Ясперс познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди поженились. С тех пор одиночество не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по духу человека. В значительной мере интерес к философии развился и у молодого естествоиспытателя - ведь медицина принадлежала к естественным наукам - не без влияния его жены, и "философствование на уровне экзистенции", о котором позднее так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его семейной жизни. 

      Окончив медицинский факультет и получив  профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 год работал научным  ассистентом в психиатрической  и неврологической клинике в  Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу "Всеобщая психопатология" (1913), которую защитил в качестве диссертации, и получил степень доктора психологии. После зашиты диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете; среди его первых тем была

психология характеров и дарований (еще студентом

Ясперс увлекался  характерологией и слушал в этой связи лекции Л. Клагеса), а также  патография выдающихся личностей (модная в то время тема - гений и болезнь). Впоследствии Ясперс опубликовал об этом несколько работ: о Стриндберге и Ван Гоге, о Сведенборге и

Гельдерлине, о  болезни Ницше в связи с  его творчеством. 

      В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию мировоззрений", которая затрагивала уже собственно философские проблемы и принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском

университете. 

      В 1931-1932 годах вышло трехтомное сочинение  Ясперса "Философия", над которым  он работал 

больше десяти лет. В нем нет изложения философской  системы в традиционно академическом стиле,

а сделана попытка  систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые  составляли содержание экзистенциального  философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого

 больше сомнений  не вызывает. 

      Однако  с приходом национал - социализма наступает  тяжелый, драматический период в  жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании "стука в дверь", философ долгие восемь лет продолжает

работать - писать "в стол". И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию - сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, - в Базельском университете. Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания: "Об истине" (1947), "Вопрос о вине" (1946), "Ницше и христианство" (1946), "О европейском духе" (1946), "Истоки истории и ее цель" (1948), "Философская вера"

(1948). На первый  план выходят проблемы философско-исторические  и мировоззренческие: как преодолеть  те катаклизмы, которые постигли  европейскую цивилизацию в ХХ  веке? Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их обрести в современном индустриальном обществе? 

      В послевоенные годы Ясперс - один из духовных лидеров Германии. Он обращается к  соотечественникам не только в своих  книгах и статьях, но и в выступлениях по радио, и везде его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, этой главной опасности ХХ века, ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны. 

      Он  все отчетливее формулировал тему своей  философии. Ею в конце концов оказались человек и

история как  изначальное измерение человеческого  бытия; не случайно понятие ситуации оказывается ключевым у Ясперса  при анализе человеческой экзистенции: ситуация с ее неповторимой констелляцией  событий, задающих историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирующей ее болевые точки, ее радости и надежды, ее горе и ее вину, - это и есть содержание того, что Ясперс связывает со словом "время", "эпоха"; мир есть

для Ясперса "фактическая  действительность во времени". 

      Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к себе внимание новой манерой выражения: в отличие от академических философских направлений, преобладавших в начале века в немецких университетах, Ясперс избрал форму окрашенного личной интонацией

свободного размышления, лишенного стремления вывести все  содержание мысли из единого общего принципа. Организация материала у Ясперса носит скорее характер классификации по определенным темам, чем строго систематического вывода, к какому стремились неокантианцы, неогегельянцы, неопозитивисты. Именно в таком свободном стиле, приближающемся к философской

публицистике, написаны многие важные работы Ясперса. При этом у него нет эклектики: единство мировоззрения, единство авторского видения самых разных проблем заменяет Ясперсу традиционное для немецкой философии систематическое единство, которое всегда отождествлялось

с научностью (вспомним Фихте, Гегеля, Когана, Наторпа и  др.). Ясперс во многом возвращает философии  ту форму свободного размышления  о жизненно важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи Просвещения - Лессинга, Гердера, Гумбольдта, Гете и которая в ХХ веке возродилась отчасти в "философии

жизни" и "философии  культуры" - у Зиммеля, Шпенглера, Хейзинги и других.  

Умер Ясперс 26 февраля 1969 года, дожив до глубокой старости.

Информация о работе Карл Ясперс