Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:54, биография
Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его отец, юрист, впоследствии - директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать - из местного крестьянского рода.
В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако, проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины.
Министерство топлива и энергетики РФ
Сургутский Нефтяной техникум
Студента
I-го курса группы
Фролова Юры
г. Сургут
2000
г.
Карл
Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его
отец, юрист, впоследствии - директор банка,
происходил из семьи купцов и крестьян,
мать - из местного крестьянского рода.
В
1901 году Ясперс окончил классическую
гимназию и поступил в Гейдельбергский
университет на юридический факультет.
Однако, проучившись три семестра, он перешел
на медицинский факультет, который окончил
в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень
доктора медицины.
Во
все периоды жизни, в том числе
и в годы студенчества, у Ясперса
были немногие, но близкие друзья; так,
на медицинском факультете он дружил с
одаренным студентом Эрнстом Майером,
братом своей будущей жены Гертруды Майер.
Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались
философией, причем Гертруда Майер изучала
философию профессионально. Ясперс познакомился
с ней в 1907 году, а спустя три года молодые
люди поженились. С тех пор одиночество
не мучило Ясперса: в жене он нашел не только
любящую душу, но и близкого по духу человека.
В значительной мере интерес к философии
развился и у молодого естествоиспытателя
- ведь медицина принадлежала к естественным
наукам - не без влияния его жены, и "философствование
на уровне экзистенции", о котором позднее
так много писал Ясперс, составляло одну
из самых больших духовных радостей в
его семейной жизни.
Окончив
медицинский факультет и
психология характеров и дарований (еще студентом
Ясперс увлекался характерологией и слушал в этой связи лекции Л. Клагеса), а также патография выдающихся личностей (модная в то время тема - гений и болезнь). Впоследствии Ясперс опубликовал об этом несколько работ: о Стриндберге и Ван Гоге, о Сведенборге и
Гельдерлине, о
болезни Ницше в связи с
его творчеством.
В
1919 году Ясперс издал плод многолетнего
труда - "Психологию мировоззрений",
которая затрагивала уже
университете.
В 1931-1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса "Философия", над которым он работал
больше десяти
лет. В нем нет изложения
а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого
больше сомнений
не вызывает.
Однако с приходом национал - социализма наступает тяжелый, драматический период в жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании "стука в дверь", философ долгие восемь лет продолжает
работать - писать "в стол". И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию - сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, - в Базельском университете. Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания: "Об истине" (1947), "Вопрос о вине" (1946), "Ницше и христианство" (1946), "О европейском духе" (1946), "Истоки истории и ее цель" (1948), "Философская вера"
(1948). На первый
план выходят проблемы
В
послевоенные годы Ясперс - один из духовных
лидеров Германии. Он обращается к
соотечественникам не только в своих
книгах и статьях, но и в выступлениях
по радио, и везде его главная мысль - как
спасти человечество от тоталитаризма,
этой главной опасности ХХ века, ввергающей
людей в кровавые революции и истребительные
войны.
Он все отчетливее формулировал тему своей философии. Ею в конце концов оказались человек и
история как
изначальное измерение
для Ясперса "фактическая
действительность во времени".
Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к себе внимание новой манерой выражения: в отличие от академических философских направлений, преобладавших в начале века в немецких университетах, Ясперс избрал форму окрашенного личной интонацией
свободного размышления, лишенного стремления вывести все содержание мысли из единого общего принципа. Организация материала у Ясперса носит скорее характер классификации по определенным темам, чем строго систематического вывода, к какому стремились неокантианцы, неогегельянцы, неопозитивисты. Именно в таком свободном стиле, приближающемся к философской
публицистике, написаны многие важные работы Ясперса. При этом у него нет эклектики: единство мировоззрения, единство авторского видения самых разных проблем заменяет Ясперсу традиционное для немецкой философии систематическое единство, которое всегда отождествлялось
с научностью (вспомним Фихте, Гегеля, Когана, Наторпа и др.). Ясперс во многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи Просвещения - Лессинга, Гердера, Гумбольдта, Гете и которая в ХХ веке возродилась отчасти в "философии
жизни" и "философии
культуры" - у Зиммеля, Шпенглера,
Хейзинги и других.
Умер Ясперс 26 февраля 1969 года, дожив до глубокой старости.