Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:07, реферат
Естествознание всегда оказывало значительное воздействие на развитие гуманитарных наук. Особенно мощным это воздействие стало сейчас - в эпоху научно-технической революции. Изучение естествознания способствует выработке ориентиров, установок, ценностей рационализаторского отношения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно именно в наше время, когда накатывается новая очередная историческая волна мифологизации культуры, массовое сознание реформируется, в нём всё чаще ставятся под сомнение достижения, ценности и возможности научного познания мира, когда происходит всплеск интереса к мистицизму, расцвет оккультизма, магии, астрологии; когда бегство от материализма к мистике, от науки к мифу стало модой. В этих условиях приобретает особую значимость утверждение идеалов научнорационализаторского отношения к действительности, на которых построена вся наша цивилизация. Жизнь
Введение
Естествознание
Естествознание и культура
Заключение
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ
ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО
Денисова Дарья Николаевна
КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ?
Контрольная
работа по концепции современного естествознания
1-го курса очной заочной формы обучения
Руководитель
Мозжухина
Татьяна Владимировна
Москва
2011
Оглавление:
Введение
Естествознание
Естествознание и культура
Заключение
Список литературы
Введение
Естествознание
всегда оказывало значительное воздействие
на развитие гуманитарных наук. Особенно
мощным это воздействие стало
сейчас - в эпоху научно-технической
революции. Изучение естествознания способствует
выработке ориентиров, установок, ценностей
рационализаторского отношения к миру,
природе, обществу, человеку. Это очень
важно именно в наше время, когда накатывается
новая очередная историческая волна мифологизации
культуры, массовое сознание реформируется,
в нём всё чаще ставятся под сомнение достижения,
ценности и возможности научного познания
мира, когда происходит всплеск интереса
к мистицизму, расцвет оккультизма, магии,
астрологии; когда бегство от материализма
к мистике, от науки к мифу стало модой.
В этих условиях приобретает особую значимость
утверждение идеалов научнорационализаторского
отношения к действительности, на которых
построена вся наша цивилизация. Жизнь
на Земле чрезвычайно многообразна. Она
представлена ядерными и доядерными одно-
и многоклеточными существами. Богатейший
мир многоклеточных представлен тремя
царствами - грибами, растениями и животными.
Одним из наиболее трудных и в то же время
интересных в современном естествознании
является вопрос о происхождении жизни.
Учёные сегодня не в состоянии воспроизвести
процесс возникновения жизни с такой же
точностью, как это было несколько миллиардов
лет назад. Вопрос о происхождении жизни
интересен не только сам по себе, но и тесной
связью с проблемой отличия живого от
неживого, а также связью с проблемой эволюции
жизни.
Естествознание
Слово естествознание представляет из себя сочетание двух слов: естество (природа) и знание. В настоящее время под естествознанием подразумевается в основном точное знание о том, что в природе, во Вселенной действительно есть или по крайней мере возможно. Первоначально к физике Аристотель относил проблемы устройства, происхождения, организации всего, что есть во Вселенной, даже жизни. Само слово физика, греческое по происхождению, близко к русскому слову природа. Таким образом, первоначально естествознание называлось физикой. В своем развитии наука прошла четыре стадии развития. На первой стадии формулировались общие представления о природе, окружающем мире как о чем-то целом. В этой стадии произошло развитие натурфилософии (философии природы) ставшей вместилищем идей и догадок, которые к 13-15 векам стали зачатками естественных наук. В 15-17 веках последовала аналитическая стадия – мысленное расчленение и выделение частностей, превратившая физику, астрономию, химию, биологию действительно в науки. Позднее, ближе к нашему времени, наступила синтетическая стадия изучения природы, характеризуемая воссозданием целостной картины мира на основе ранее познанных частностей. Сегодня пришло время обосновать не только принципиальную целостность всего естествознания, но пояснить, почему именно физика, химия и биология стали основными и самостоятельными разделами науки о природе. Т.е. в настоящее время осуществляется целостная интегрально - дифференциальная стадия развития естествознания, как единой науки о природе. Все описанные стадии изучения природы по существу представляют звенья одной цепи. Каждый из разделов естествознания прошел через эти стадии. Рассмотрев в следующей части коротко историю развития физики мы видим, что она тоже прошла все описанные стадии. Отличие имеется лишь в том, что описание этапов развития физики мы будем давать с точки зрения развития методов подхода к изучаемым явлениям. В физике сейчас также наступает интеграционная стадия, характеризуемая тем, что проводятся попытки создать единые теории, объединяющие различные разделы. Примером тому может служить попытка создать единую теорию поля. Рассмотрим главные разделы естествознания и связь между ними. Мы уже говорили о движении материи. В порядке возрастания сложности мы приводили следующие формы движения: механическую, физическую, химическую, биологическую, общественную. Все формы движения связаны между собой. Высшие содержат в себе низшие, составными части, но ни в коем случае не сводятся только к ним. Например, нельзя ядерные силы свести к механическим. Различные виды движений, существующих в природе изучают различные разделы естествознания: ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ и другие разделы. В каждом из разделов естествознания имеются свои законы, которые не могут быть сведены к законам других разделов, однако, теории, описывающие сложные структуры, опираются на теории и законы для простых структур. При этом, как правило, по мере усложнения структур и разделов естествознания их законы становятся менее точными, формулировки приближаются к качественным. Чем ниже уровень раздела естествознания, тем сложнее и точнее математические формулировки его законов. Наиболее сложны для понимания законы физики - фундаменте всех естественных наук. Химия испытывает на себе влияние физики, пожалуй сильнее, чем любая другая наука. На заре своего развития она играла важную роль в становлении физики. Эти науки взаимодействовали очень сильно, они были практически неразделимы. Теория атомного строения вещества получила основательное подтверждение именно в химических опытах. Под теорией неорганической химии подвел черту Д.И.Менделеев (1834-1907), создав свою периодическую систему химических элементов. Эта система выявила немало удивительных связей между различными элементами. Она предсказала существование многих тогда еще неизвестных химических элементов. Однако, объяснение системы Менделеева возможно только с опорой на теорию строения атома, т.е. на физическую теорию. В настоящее время в неорганической химии остались два раздела: физическая химия и квантовая химия. Сами названия этих разделов говорят о тесной связи с физикой. Другая ветвь химии - органическая химия, химия веществ, связанных с жизненными процессами. Одно время предполагали, что органические вещества столь сложны, что их нельзя синтезировать. Однако, развитие физики и неорганической химии изменило ситуацию. В настоящее время научились синтезировать сложные органические соединения, необходимые в жизненных процессах. Главной задачей органической химии является анализ и синтез веществ, образующихся в биологических системах, живых организмах. Отсюда вытекает тесная связь химии и физики с другим разделом естествознания, с биологией. Изучение живых организмов позволяет увидеть множество чисто физических явлений: циркуляцию и гидродинамику протекания крови, давление в сосудах и т.д. Биология - очень широкое поле деятельности для приложения физических и химических теорий. Например, как осуществляется зрение, что происходит в глазе. Как квант света взаимодействует с сетчаткой. Однако, эти вопросы не основные в биологии, не они лежат в сущности всего живого. Фундаментальные процессы, изучаемые в биологии лежат глубже, в понимании функционирования клеток, их биохимических циклов. В конечном итоге, в понимании того, что есть жизнь. Понятие жизни не удается свести только к химическим или физическим процессам. Психология изучает отражение действительности в процессах деятельности человека и животных. Эта наука лежит на грани естественных и общественных наук. Казалось бы, какая связь может быть у нее с физикой. Давайте рассмотрим пару примеров. Одной из ветвью психологии является физиология ощущений. Она рассматривает взаимосвязь между поведением человека и его ощущениями. Почему красный цвет вызывает тревожные ощущения, а зеленый наоборот. Недаром запрещающий цвет светофора - красный, а разрешающий - зеленый. Ответ может дать физика. Днем максимум излучения солнца приходится на зеленый цвет. День - самое безопасное время суток, и в процессе эволюции у живых организмов выработалась положительная реакция на зеленый цвет. В сумерках максимум излучения солнца сдвинут в красную область. Сумерки - самое опасное время суток, когда хищные животные выходят на охоту. Естественно, что в процессе эволюции выработалось отрицательная реакция на этот цвет.
Естествознание и культура
Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, содержащих значимую информацию и отражающих определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человечества. К типам и формам организации жизни и деятельности людей можно отнести: нравы и обычаи в обществе, стиль одежды и архитектуру поселений, структуру занятости населения, оснащение и организацию армии, общественно-политическое устройство государства и развитие экономики, уровень искусства, роль религии в обществе, развитость языка, письменности и средств коммуникации, организацию системы образования членов общества, уровень развития науки, техники и технологии и т.д.
Каждая
сфера человеческой деятельности представляется
конкретными высшими
Развитие культуры общества является не самоцелью человечества, а представляет собой результат его деятельности. Мотивами деятельности человека в первую очередь являются инстинкты и потребности. Широко известна иерархия (расположение частей целого от высшего к низшему) потребностей человека, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (1908-1970), приведенная на рис. 1. К физиологическим потребностям относятся потребности в еде, питье, жилище, отдыхе и сексуальной жизни. К социальным - чувство принадлежности к чему-либо, к кому-либо, потребности социального взаимодействия. Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. Потребности самовыражения - это стремление реализовать свои способности, стремление к развитию собственной личности.
Таким образом, уже на четвертом уровне пирамиды А. Маслоу мы находим источник развития общечеловеческой культуры, состоящий в стремлении людей создавать такой конкретный образец своего творчества, который мог бы стать ценным для всего общества и принести им заслуженное уважение общества. А поскольку по мере своего развития человек удовлетворяет потребности, начиная с первого уровня, то невольно он прежде всего осваивает достижения естественных наук. Именно естествознание и функционирующие на его основе технические науки в значительной мере обеспечивают человека базовыми знаниями о том, как в современных условиях достигается удовлетворение физиологических и защитных потребностей.
Достижения естествознания способны обеспечить человеку современный бытовой комфорт и формируют у него естественнонаучную картину мира - целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенную на основе анализа и синтеза научных знаний о мире. Система - выделенный среди других сложноорганизованный объект с установленными границами функционирования, составленный из множества взаимосвязанных разнородных, разнопорядковых и разнокачественных элементов, которые образуют в своем единстве функциональную целостность. Эта целостная система представлений о действительности дает человеку новый импульс к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Например, на третьем уровне пирамиды человеку свойственно обращение к обществознанию - комплексу наук, имеющих отношение к собственно человечеству, общественному бытию и сознанию с целью познания, во-первых, своих психических особенностей и, во-вторых, влияния общества на него. На четвертом уровне пирамиды А. Маслоу самопознание человека и потребность в уважении к себе в обществе себе подобных людей обеспечивает ему мощный стимул для создания истинно ценных и новых образцов материальной и духовной культуры.
На пятом уровне пирамиды творческой личности свойственно глубокое проникновение в сокровищницы культурного наследия общества. Здесь социальный опыт преобразуется в собственные ценности и ориентации, происходит переосмысление накопленных знаний, принятых концепций, развитие духовности и эволюция сознания многих индивидов, что обеспечивает развитие культуры и прогресс человечества в целом.
Из сказанного следует, что естествознание является не только составной частью культуры, но и важнейшим ее источником. Именно естествознание во все века создавало условия для формирования и сохранения цивилизации, передачи добытых знаний - и во временной перспективе, и внутри современного ему общества. Именно естествознание вместе с техническими науками решало все насущные задачи человечества в процессе его развития. Сказанное справедливо и сегодня, когда мир находится на грани катастроф - потребительской, информационной, энергетической, экологической, демографической и т.д. Для современного постиндустриального общества характерны, прогресс технологий, инновационная {инновация - новшество, новообразование) экономика, разнообразие и разделение сфер производства, сокращение доли непроизводительного труда и увеличение доли труда творческого. Орудия труда, производственные машины, образцы бытовой техники меняются буквально на глазах. Главным фактором обновления производства и получения прибыли становится человек, его интеллектуальные (интеллект - способность рационального мышления) и творческие возможности. Как следствие, в обществе повышается роль естественнонаучных знаний, способных воздействовать на производство. Повышается и роль образования, поскольку только работники, обладающие высоким образовательным и культурным уровнем, способны производить высокотехнологичные товары, адекватно реагировать на быстроменяющиеся требования рынка.
Наступает новый этап развития цивилизации, для которого характерны интенсивное освоение информационного пространства, простой и быстрый доступ к информации практически любого вида. При этом проблема интерпретации вновь получаемой информации (интерпретация - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык; учение о принципах интерпретации - герменевтика) полученных, накопленных и доступных знаний приобретает особое значение. Ведь от правильного понимания и истолкования получаемой информации зависит принятие эффективных стратегических и практических решений, определяющих жизнь сегодня и прогресс в будущем.
Современное человечество, насчитывающее почти шесть миллиардов человек, тысячи народов, более 200 государств, является только одним из более чем двух миллионов видов живых существ, обитающих на Земле. В единое человечество всех нас объединяет единая общечеловеческая культура, возникшая и развивающаяся на основе целостного подхода.
Целостность
рассматривается в современной
культурологии (науке о культуре)
как взаимосвязь и
Сохранение
целостности требует принятия человечеством
общих ценностных подходов в жизнедеятельности,
таких как всемирная защита прав личности,
гуманизм, распространение научного знания
и передовых технологий, взаимообогащение
и сохранение национальных культур, единство
экологической парадигмы развития производства,
единство информационного и образовательного
пространств. Именно такой путь развития
общечеловеческой культуры видится сегодня.
Заключение
История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую
На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столетиям зачатками естественных наук.
Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).
Информация о работе Каково значение естествознания в современной культуре