Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:25, контрольная работа
Каково отношение Г.Гегеля к философии И.Канта.
Основные темы, затронутые в данной контрольной работе.
Критическая философия Иммануила Канта:
Критика чистого разума,
Критика практического разума.
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
информатики и радиоэлектроники»
Кафедра философии
Контрольная работа :
«Каково отношение Г.Гегеля к философии И.Канта.»
Выполнил:
(роспись, дата)
Проверил: Габрусь Иван Федорович
(роспись, дата)
Каково отношение Г.Гегеля к философии И.Канта.
Основные темы, затронутые в данной контрольной работе.
Критическая философия Иммануила Канта:
Объективный идеализм Гегеля:
20 век ушел с исторической
арены, продемонстрировав
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главным.
В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.
На мой взгляд, философия Канта
является подходящей для рассмотрения
влияния биологии человека на мышление
и язык, не только благодаря научному
стилю, но и благодаря научному духу,
которым она пропитана. Несмотря
на то, что многие исходные положения
кантовской философии устарели, тем
не менее, они могут быть органично
изменены и дополнены, не разрушая всю
остальную часть философской
системы. Эти изменения касаются,
прежде всего, разделения чувственного
и физического пространства, а
также эволюционного и
В своей работе мне хотелось обсудить
две стороны гегелевской
Гегель в своем идеализме пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал себе вопрос: почему наше сознание может постигать мир? И вместе с другими идеалистами он отвечал: «Потому что мир подобен нашему сознанию». Но его теория была более радикальной, нежели Кантова. Он не говорил, как Кант: «Потому что сознание систематизирует или организовывает мир», а говорил, что «сознание есть мир» или еще: «разумное есть действительное; действительность и разум тождественны».
Это и называется гегелевской философией тождества разума и действительности, или кратко: философией тождества.
Философия Гегеля была кульминационным пунктом развития немецкой философии, которая начинается с Канта. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта.
Философия Канта во многих отношениях считается образцовой, но и она не является окончательной истиной. На этом особенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выдающийся немецкий философ. Согласно Канту, субъект и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Против этого как раз и выступает Гегель.
Гегель считает, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность Гегель называет старым словом идея (возрождается Платон!).
Еще одна мысль Гегеля состоит в том, что само обнаружение идей, уяснение человеком их достоинств (в мире нет ничего важнее, чем идеи) вынуждает начинать философствование не с субъекта, а с самих идей. Философия есть постижение мира в идеях.
По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях:
Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а согласно Гегелю,- в мире.
Гегель писал: "Я взял на себя труд способствовать возвышению философии до уровня науки". С этой целью Гегель строит систему идей, старается вывести из одной идеи следующую (смотрите список идей на рисунке). Все это означает, что философия оказывается наукой идей, самой универсальной логикой, логикой движения идей, диалектической логикой.
Со словом диалектика мы уже знакомы,
в античной философии под диалектикой
понималось искусство спора, обнаружения
заблуждений и их последовательного
преодоления. Сократ и Платон считали,
что заблуждения мысли достойны
порицания, критики, их надо избегать не
менее, чем болезней. Аристотель формулирует
даже закон о недопустимости противоречий.
Гегель придерживается другого мнения.
По большому счету, полагает Гегель, противоречия
неискоренимы и присущи каждой идее.
Не всякое противоречие есть заблуждение.
Противоречие есть сущность, корень движения
идей, то, что вынуждает человека
восходить от одной идеи к другой,
все более и более
Кто прав, Аристотель и миллионы его почитателей из числа формальных логиков и математиков (логические противоречия - это заблуждения) или Гегель и сторонники диалектической логики (логика есть переход от одних противоречий к другим)? На наш взгляд, более прав Аристотель, правильная логика должна избегать противоречий. Правоту Гегеля мы видим в другом: в жизни человека череда проблем не заканчивается окончательным решением.
Центральное место в немецкой классической
философии занимало исследование активности
человека, т.е. практики, составляющей
основу познания и преобразования действительности.
Немецкие философы высказали немало
плодотворных догадок, в частности
о тождественности законов
Одним из первых эти вопросы поставил
Кант. Признавая существование
Гегель же положил в основу всего
сущего абсолютную идею, которая в
процессе своего развития познает самое
себя. Пройдя цикл развития в сфере
«чистого» мышления, абсолютная идея
превращается затем в природу
и в заключение познает свое содержание
в истории духа, т.е. в человеческой
истории. В явно идеалистической
форме здесь выражена мысль о
тождестве законов природы, общества
и мышления. Исходя из этого, Гегелю
удалось представить
Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта стали предметом размышлений в данной работе, хотя ее границы и не позволяют подробно остановиться на рассмотрение трудов этих великих философов, я постаралась выделить в ней основные моменты.
Информация о работе Каково отношение Г.Гегеля к философии И.Канта