Каково отношение Г.Гегеля к философии И.Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Каково отношение Г.Гегеля к философии И.Канта.

Основные темы, затронутые в данной контрольной работе.
Критическая философия Иммануила Канта:
Критика чистого разума,
Критика практического разума.

Работа содержит 1 файл

Каково отношение Г.Гегеля к философии И.Канта.docx

— 10.59 Кб (Скачать)

Учреждение образования

 

 

«Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники»

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

Контрольная работа :

«Каково отношение Г.Гегеля к философии  И.Канта.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 

 

(роспись, дата)

Проверил:  Габрусь Иван Федорович 

 

(роспись, дата)

 

 

 

 

 

 

    • Минск 2013

 

Каково отношение Г.Гегеля к  философии И.Канта.

 

Основные темы, затронутые в данной контрольной работе.

Критическая философия Иммануила  Канта:

  1. Критика чистого разума,
  2. Критика практического разума.

 

Объективный идеализм Гегеля:

  1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  2. Закон отрицания отрицания,
  3. Закон единства и борьбы противоположностей.

 

20 век ушел с исторической  арены, продемонстрировав возрастание  динамики социальной жизни, потрясая  наше воображение глубинными  переменами во всех структурах  политики, экономики, культуры. Человечество  потеряло веру в возможность  обустройства планеты, предполагающего  устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю  в общечеловеческий дом, где  каждому найдется достойное место  под солнцем, где судьба каждого  станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий  и фантазий. Неопределенность и  альтернативность исторического  развития человечества поставила  его перед выбором, принудив  оглядеться и задуматься над  тем, что же происходит в  мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой  ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений  своей деятельности становятся главным.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с  ее многовековым опытом критически-рефлексивного  размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали  на себя функцию прояснения проблем  бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое  человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести  себя в периоды кризисов культуры.

На мой взгляд, философия Канта  является подходящей для рассмотрения влияния биологии человека на мышление и язык, не только благодаря научному стилю, но и благодаря научному духу, которым она пропитана. Несмотря на то, что многие исходные положения  кантовской философии устарели, тем  не менее, они могут быть органично  изменены и дополнены, не разрушая всю  остальную часть философской  системы. Эти изменения касаются, прежде всего, разделения чувственного и физического пространства, а  также эволюционного и социально-исторического  происхождения априорных форм. Впрочем, и без этих изменений 90% текста «Критики чистого разума» можно считать  современным и сегодня. Не случайно постоянное обращение к идеям  Канта представителей различных  наук: психологов, логиков, кибернетиков и др.

В своей работе мне хотелось обсудить две стороны гегелевской философии, - идеализм и диалектику. В обоих  случаях Гегель находился под  влиянием некоторых идей Канта, но попытался  пойти дальше. Чтобы понять Гегеля, необходимо показать, следовательно, как  он использовал теорию Канта. Кант исходил  из факта существования науки. Он хотел объяснить этот факт, то есть ответить на вопрос как возможна наука?, или почему человеческое сознание способно познавать мир?, или как наше сознание может понимать мир?

Гегель в своем идеализме  пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал  себе вопрос: почему наше сознание может  постигать мир? И вместе с другими  идеалистами он отвечал: «Потому  что мир подобен нашему сознанию». Но его теория была более радикальной, нежели Кантова. Он не говорил, как Кант: «Потому что сознание систематизирует  или организовывает мир», а говорил, что «сознание есть мир» или еще: «разумное есть действительное; действительность и разум тождественны».

Это и называется гегелевской философией тождества разума и действительности, или кратко: философией тождества.

Философия Гегеля была кульминационным  пунктом развития немецкой философии, которая начинается с Канта. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его  система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта.

Философия Канта во многих отношениях считается образцовой, но и она  не является окончательной истиной. На этом особенно резко настаивал  Георг Гегель, еще один выдающийся немецкий философ. Согласно Канту, субъект  и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Против этого как раз и выступает  Гегель.

Гегель считает, что благодаря  своему мышлению человек обнаруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность Гегель называет старым словом идея (возрождается Платон!).

Еще одна мысль Гегеля состоит в  том, что само обнаружение идей, уяснение человеком их достоинств (в мире нет ничего важнее, чем идеи) вынуждает  начинать философствование не с субъекта, а с самих идей. Философия есть постижение мира в идеях.

По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях:

Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а согласно Гегелю,- в  мире.

Гегель писал: "Я взял на себя труд способствовать возвышению философии  до уровня науки". С этой целью  Гегель строит систему идей, старается  вывести из одной идеи следующую (смотрите список идей на рисунке). Все  это означает, что философия оказывается  наукой идей, самой универсальной  логикой, логикой движения идей, диалектической логикой.

Со словом диалектика мы уже знакомы, в античной философии под диалектикой  понималось искусство спора, обнаружения  заблуждений и их последовательного  преодоления. Сократ и Платон считали, что заблуждения мысли достойны порицания, критики, их надо избегать не менее, чем болезней. Аристотель формулирует  даже закон о недопустимости противоречий. Гегель придерживается другого мнения. По большому счету, полагает Гегель, противоречия неискоренимы и присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Противоречие есть сущность, корень движения идей, то, что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой, все более и более содержательной, богатой, не абстрактной, а конкретной.

Кто прав, Аристотель и миллионы его  почитателей из числа формальных логиков и математиков (логические противоречия - это заблуждения) или  Гегель и сторонники диалектической логики (логика есть переход от одних  противоречий к другим)? На наш взгляд, более прав Аристотель, правильная логика должна избегать противоречий. Правоту Гегеля мы видим в другом: в жизни человека череда проблем  не заканчивается окончательным  решением.

Центральное место в немецкой классической философии занимало исследование активности человека, т.е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности. Немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности  о тождественности законов исторического  процесса и деятельности людей, об общественной природе и др. Главные достижения немецкой классической философии лежат  в области теории познания. Попытки  преодоления созерцательности привели  к представлению об общественно  обусловленном и активно-творческом характере познавательной деятельности.

Одним из первых эти вопросы поставил Кант. Признавая существование объективного мира («вещь в себе»), Кант, однако, считал, что человеку доступен лишь мир явлений. Таким образом, в  философии Канта сочетались идеи материализма и идеализма, агностицизма.

Гегель же положил в основу всего  сущего абсолютную идею, которая в  процессе своего развития познает самое  себя. Пройдя цикл развития в сфере  «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу  и в заключение познает свое содержание в истории духа, т.е. в человеческой истории. В явно идеалистической  форме здесь выражена мысль о  тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому  он близко подошел к пониманию  обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т.д.

Философия немецкой классики и в  наши дни продолжает свою жизнь как  относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое  состоит из ярчайших звёзд. На всю  последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И  одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта стали  предметом размышлений в данной работе, хотя ее границы и не позволяют  подробно остановиться на рассмотрение трудов этих великих философов, я  постаралась выделить в ней основные моменты.


Информация о работе Каково отношение Г.Гегеля к философии И.Канта