Эвтаназия – право человека или путь к духовной деградации общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:37, доклад

Описание работы

В 21-м веке, когда широкое распространение получили представления о кризисе человеческой культуры, гуманизма, самого человеческого существования, даже о «смерти человека», формируется целый ряд философских течений, в которых человек оказывается единственным подлинным предметом размышлений. Сегодня, наравне с исследованиями политических, экономических, социальных структур, определяющих существование человека, повышается интерес к эмоциональной сфере человека, его желаниям, влечениям, телесным проблемам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3
Ι. Понятие и способы эвтаназии…….…………………………………………. 4
ΙΙ. Философская оценка эвтаназии…………………………………………….. 8
ΙΙΙ. Доводы «за» и «против» эвтаназии……………………………………….. 10
3.1 Где официально разрешена эвтаназия?.................................................. 13
3.2 Эвтаназия в России……………………………………………………... 15
IV. Законодательство РФ. Социологический опрос………………………….. 18
Заключение……………………………………………………………………… 22
Библиографический список.............................

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации6.doc

— 182.00 Кб (Скачать)
">     Лейла Адамян, академик РАМН, заместитель директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии:

     - Рождение человека. Радость материнства.  Что может быть прекраснее! Вся  моя жизнь посвящена тому, чтобы  помочь появлению на свет человека, помочь женщине стать мамой.  Все это совершенно несовместимо  с эвтаназией. И все-таки... Все-таки...

     Есть  страны, в которых эвтаназия разрешена  законом. Но есть и немало примеров громких судебных процессов, в которых  медицинские работники обвиняются в умышленном умерщвлении человека. Все эти примеры - и те, что "за", и те, что "против", по-прежнему дискуссионны. И в нашей стране ломаются копья по поводу эвтаназии.

     Наверное, эвтаназии быть, так как каждый человек имеет право распоряжаться  своей жизнью. От этого не уйти: не должны люди безумно страдать от боли.

     Почему  им не помочь избавиться от этих мук? Хотя, оговорюсь, я не представляю себя в роли человека, который сможет отключить систему жизнеобеспечения умирающего.

     Эвтаназия - удел интеллигентного, интеллектуального, цивилизованного общества. Мы, наша страна полностью отвечаем этим требованиям? Готовы мы к принятию закона об эвтаназии? Вот тут у меня большие сомнения. Мы же знаем, как порой смертельно дерутся за те же квадратные метры, на какие идут преступления. Возможны злоупотребления при эвтаназии? Да сколько угодно! Кто будет ее контролировать? Кто будет судьями? Больше вопросов, чем ответов. Во всяком случае пока. [7]

     Кощунственные рассуждения об эвтаназии оскорбляют врача

     Геннадий Онищенко, Академик РАМН, Главный государственный санитарный врач РФ:

     - Люди, приходящие не вдруг и  не сразу к мысли о том, чтобы посвятить свою жизнь врачебному служению, преследуют одну цель: не допустить болезни человека. А если это случилось, вылечить. А если человек безнадежно болен, максимально облегчить его страдания, продлить его жизнь. На огромных просторах России не в самых богатых, а порой в более чем скромных храмах здоровья врачи каждый день совершают чудо спасения человека. Чудо, которое редко кем оценивается. А если происходит непоправимое, то на врача зачастую обрушивается не только объяснимый гнев родственников. Но еще глумление - порой далеко не бескорыстное - некоторых средств массовой информации. Перед ними меркнут даже самые кровавые телесериалы о врачах-убийцах, якобы умерщвляющих людей ради получения органов, сатанинские пляски в судах, препарирующих врачебную тему, личную жизнь врача.

     Мы  жаждем хорошей медицины, надежного  лечения и при этом бесконечно низвергаем того, на ком все это  держится, - врача.

     А теперь вот еще делаются попытки "расширить" его профессиональные обязанности, предоставив право  на убийство. Ничего более кощунственного придумать просто невозможно. Врач - не палач!

     Хочу  напомнить, что в нашей стране, не считаясь с реалиями жизни, введен мораторий на смертную казнь, который  соблюдается. Убежден: у нас нет  права даже на дискуссию об эвтаназии. Она оскорбляет врача.

     - С точки зрения церкви, эвтаназия  - самоубийство, а значит, непростительный  грех, - считает протоиерей Московского  патриархата Александр Макаров. - Для верующего даже предсмертные  страдания - благо, потому что  это искупление грехов. Самоубийство - шаг отчаяния, отказ от веры и Бога. А надежда на чудо, на то, что медицина вдруг совершит прорыв, и человек будет спасен, должна быть всегда. [7] 
 

     
  1. Законодательство  РФ. Социологический  опрос

     Закон Российской Федерации  «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», статья 45. Запрещение эвтаназии: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии … Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии или осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ».

     В соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 20 Конституции  РФ каждый имеет право на жизнь. В соответствии с п. 2 ст. 21 Конституции РФ и ст. 43 никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским и иным научным опытам (исследованиям). Таким образом, на основании добровольного согласия граждан допускается их участие в научных и иных экспериментах, в том числе опасных для жизни.

     Помимо  установленного в ст. 45 запрета на эвтаназию в Российской Федерации не допускается деятельность религиозных, в частности, организаций, склоняющих граждан к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии (п. 2 ст. 24 Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”).  

     В России также косвенно запрещена  реклама самоубийств: согласно п. 6 ст. 5 Федерального Закона “О рекламе” от 18.07.1995. реклама не должна побуждать  граждан к насилию, а также к опасным действиям, угрожающим безопасности граждан.

     В силу ст. 45 осуществление и даже осознанное побуждение (подстрекательство) к эвтаназии  влечет уголовную, а не гражданско-правовую ответственность. [2]

     Согласно  ст. 105 УК РФ убийство представляет собой  умышленное причинение смерти другому человеку. Очевидно, что по ряду признаков эвтананзия тождественна убийству по ст. 105 УК. Объектом эвтаназии является жизнь пациента. Объективная сторона выражается в действии либо бездействии врача. Субъективная сторона эвтаназии характеризуется наличием у врача прямого умысла, направленного на лишение жизни пациента.

     Таким образом, эвтаназия в России считается  преступлением согласно УК РФ. [6]

     Сторона закона теперь нам ясна. Чтобы понять точку зрения населения, я решила провести небольшой социологический опрос среди жителей села Красноармейское Самарской области. В качестве респондентов выступили учителя и обучающиеся 11 классов МОУ Красноармейской СОШ, а также 4 врача Красноармейской центральной районной больницы.

     Предлагалось  ответить на 5 вопросов:

     1)      Эвтаназия – гуманно ли это?

     2)      Считаете ли Вы допустимой эвтаназию?

     3)      Как вы считаете, следует ли разрешить эвтаназию в России?

     4)      Стоит ли считать эвтаназию спасением для больного?

     5)      Если близкий вам человек был бы неизлечимо болен, сильно страдал и просил вас помочь ему умереть, приняли бы вы решение об эвтаназии? 
 
 
 
 

     Таблица 

       «Результат социологического опроса  по проблеме эвтаназии» 

     Вопросы:      Обучающиеся      Учителя
     Да (%)      Нет(%)      Да (%)      Нет(%)
     Эвтаназия – гуманно ли это?      30      70      42      58
     Считаете  ли Вы допустимой эвтаназию?      90      10      70      30
     Как вы считаете, следует  ли разрешить эвтаназию в России?      64      36      70      30
     Стоит ли считать эвтаназию спасением  для больного?      40      60      70      30
     Если близкий вам  человек был бы неизлечимо болен, сильно страдал и просил вас помочь ему умереть, приняли бы вы решение об эвтаназии?      50      50      56      44
 

 

     Анализ  опроса:

     По  итогам опроса, вышло, что 70 процентов респондентов признали эвтаназию не гуманным методом избавления от страданий. Но несмотря на эти данные, 90 процентов обучающихся считают, что эвтаназия допустима, из них 64 процента за то, чтобы эвтаназию разрешили в России. Но опять же 60 процентов не находят в эвтаназии спасение для больного. А на последний вопрос (Если близкий вам человек был бы неизлечимо болен, сильно страдал и просил вас помочь ему умереть, приняли бы вы решение об эвтаназии?) голоса распределились 50 % на 50%.

     Среди учителей 42 % считают эвтаназию гуманным методом, 70 процентов за разрешение эвтаназии в России, те же 70 процентов объясняют эвтаназию как спасение для больного. И 56 % решились бы на эвтаназию, если их близкий был бы безнадежно болен и просил об этом.

     Мнение  врачей Красноармейской районной больницы тоже разошлись. Одни говорят: «Мы делаем инъекции, таким образом мы даем возможность безнадежно больному умереть собственной смертью без мучений». А другие выступают за эвтаназию, если сам больной этого желает и его близкие, видя его страдания, тоже соглашаются. 

     Среди обучающихся 11 классов дополнительно  была проведена еще одна анкета. По ее результатам 90 % понимают эвтаназию как ускорение смерти, а также придерживаются мнения, что причиной применения эвтаназии должна быть просьба больного. Притом более 65 % утверждают, что явление эвтаназии не совместимо с основными заповедями религии и по отношению к бессознательно больному она не допустима. 54 % старшеклассников знакомы с этой проблемой через средства массовой информации.

     Таким образом, я пришла к выводу, что  большинство респондентов выступает  за эвтаназию, хотя считает это не гуманным способом. Интересен факт: чем старше человек, тем более он склонен к процессу эвтаназии. 
 
 
 

     Заключение

     Проблема  эвтаназии до сих пор остаётся нерешённой. Вплоть до сегодняшнего дня  к эвтаназии относятся по-разному; общественное мнение расколото до жёстко полярных точек зрения.

     В случае полной легализации эвтаназии многие по-прежнему будут считать, что эвтаназия (как умерщвление невинного) есть безусловное зло. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, что эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя.

     С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из наших догматических принципов об эвтаназии как зле теряем сразу две жизни.

     Это ещё раз говорит о том, что  об эвтаназии нельзя судить категорично. Не все жизненные ситуации измеряются нашими теоретическими убеждениями, а люди, столкнувшиеся в реальности с этой проблемой, начинают относиться к ней иначе. Моё собственное мнение значительно изменилось в ходе написания этой работы. Если до ее написания я была категорически против эвтаназии, то сейчас я считаю, что применение эвтаназии возможно, но только с учетом всех экономических, политических и социальных особенностей каждой отдельно взятой страны.

     Тем не менее, несмотря на сложность проблемы, надо продолжать искать достойный путь её решения, идя на компромиссы и избегая крайностей. 

     Библиографический список

  1. Акопов В.И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика, 2000. –  №1. – С. 47-55.
  2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации.  - М.: Дрофа, 2000. – С. 175
  3. Гусейнов, А.А. Этическая мысль. Науч.-публицист. чтения // Дж. Рейчелс. Активная и пассивная эвтаназия. –  М., 1990.
  4. Дмитриев, Ю.А., Шленева, Е.В. Право человека в РФ на осуществление эвтаназии. // Государство и право, 2000. - №11. - С. 52-59.
  5. Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь: монография. – М.: ИД Камерон, 2006.
  6. Крылова Н.Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект // Вестник МГУ, серия 11, право. – 2000. - №2. – С. 53-60.
  7. Российская газета // Неделя. – 2007. - № 4366. – С. 5-7.
  8. Рыбин В.А. Эвтаназия. Медицина. Культура: Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 328.
  9. Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки, 1990. - №6. – С. 63-80.
  10. http://revolution.allbest.ru/Нравственные проблемы эвтаназии
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Эвтаназия

Информация о работе Эвтаназия – право человека или путь к духовной деградации общества