Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:14, реферат
К середине XIX в. правовая наука в России достигла весьма высокого теоретического уровня. Свидетельством этому может служить, например, двухтомная "Энциклопедия законоведения" К.А. Неволина (Киев, 1839-1840), получившая признание не только в России, но и в Европе. В ней в духе "исторической школы" права К. фон Савиньи и гегелевской философии права предпринята попытка объяснить систему правовых явлений как единое целое.
Этико-правовые учения и их роль в философии
К середине XIX
в. правовая наука в России достигла
весьма высокого теоретического уровня.
Свидетельством этому может служить,
например, двухтомная "Энциклопедия
законоведения" К.А. Неволина (Киев,
1839-1840), получившая признание не только
в России, но и в Европе. В ней
в духе "исторической школы" права
К. фон Савиньи и гегелевской
философии права предпринята
попытка объяснить систему
Рассмотрим наиболее значительные этико-правовые учения данного периода. Нравственно-философское творчество Б.Н. Чичерина (1828-1903) представляет собой своеобразный сплав философско-правовой теории и нравственной метафизики. Чичерин был едва ли не единственным мыслителем, определившим одновременно теоретический и метафизический прогресс этической науки 80-х годов. Свои этические взгляды, развиваемые непосредственно в контексте философии права, он изложил прежде всего в работе "Наука и религия" (М., 1879), а также в обширной полемической статье "О началах этики // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. IV (39). Чичерин пытается синтезировать кантовскую и гегелевскую идеи нравственности: с одной стороны, "достроить" "объективную" этику Гегеля на основе этического персонализма Канта, а с другой - конкретизировать кантовскую идею умопостигаемого нравственного мира в духе гегелевского понятия нравственности как формы объективного духа (положение о "сочетании" права и нравственности в союзах - семье, гражданском обществе, церкви и государстве). Гегельянство Чичерина выразилось также и в абсолютной рационализации им персоналистических оснований нравственности, приведшей его к переоценке кантовского морального доказательства бытия Бога в пользу теоретических доводов разума, отождествляемых с абсолютизмом нравственного закона. Тем не менее в конечном счете в этике Чичерина верх взяло кантовское начало нравственной метафизики, что и выразилось в резком неприятии им идеи "всеобщей организации нравственности" B.C. Соловьева, имеющей очевидный гегелевский подтекст.
Нравственная
философия Чичерина исходит из той
предпосылки, что человек есть "носитель
абсолютного начала" и что его
нравственная природа целиком коренится
в его "метафизической сущности".
Согласно Чичерину, метафизическая сущность
человека характеризуется наличием
и противоборством в нем двух
противоположных начал: конечного
и бесконечного. Эти начала и составляют
источник человеческой свободы, на фундаменте
которой строятся нравственность и
право. Однако сами по себе нравственная
и правовая свобода имеют совершенно
различный характер, что и определяет
качественное отличие нравственности
от права. Нравственная свобода - это
внутренняя свобода разумного существа,
основанная на присущей разуму идее абсолютного.
Правовая же свобода - это свобода
внешняя, которая состоит в
В нравственном
же мире царит другая закономерность,
человек исполняет здесь
Обосновывая
различие между нравственностью
и правом, Чичерин вместе с тем
указывал и на их тесную взаимосвязь,
так как и право, и нравственность
"зиждятся на сознании абсолютных начал
человеческой жизни". Эта их взаимосвязь
проявляется в союзах (семейном,
гражданском, церковном и государственном),
в которых человек выступает
субъектом прав и обязанностей. Однако
Чичерин был категорически
Мысль об органической
связи нравственности и права
развивает в своей работе "Нравственность
и право в их взаимных отношениях"
(1888) В.Г. Щеглов (1854-?). Он подвергает критическому
исследованию те направления в философии
права, которые исходят из принципа
дуализма в отношении между
1 Щеглов В.Г. Нравственность и право в их взаимных отношениях. Ярославль, 1889. С. 96.
Отвергнув принцип
принудительности и насилия как
отличительный признак права
и тем самым предельно сблизив
функции права и
Другим специфическим
признаком нравственности Щеглов считал
абсолютную ненасильственность нравственных
требований, в отличие от относительной
ненасильственности требований права.
Наряду с Л.Н. Толстым он явился одним
из первых апологетов идеи ненасилия
в России, полагая, что принуждение
и насилие будут постепенно вытесняться
из сферы государственно-правовых отношений,
замещаясь прямым действием нравственных
норм, основанных на "альтруизме как
высшем нравственном идеале и принципе
всего человеческого поведения"
Своеобразный взгляд на природу нравственности, ее соотношение с философией, религией и правом выдвинул правовед и педагог А.А. Мушников (1849-1909). Одну из главных задач своей работы - "Основные понятия о нравственности, праве и общежитии" (1889) он видел в необходимости прояснения смысла морально-правовых понятий. Мушников был одним из первых русских ученых, попытавшихся объяснить этимологию и соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность". Он определяет этику как "науку о нравственных законах", которые не являются произвольными установлениями человека, но выводятся из общих представлений о добре и зле, вытекающих из врожденного человеку нравственного чувства, влекущего его к добру и отвращающего от зла. Этимологическое происхождение слова "нравственность", отмечает он, показывает, что нравственное чувство составляет постоянное и неизменно присущее природе человека свойство. "Это слово имеет одинаковый корень с глаголом "нравиться", а также с существительным "нравы" (обычаи), т.е. означает, с одной стороны, нечто нравящееся человеку, как совпадающее с требованиями его природы, а с другой - нечто постоянное и не подлежащее изменению. В том же ключе он анализирует греческое понятие "этика" и латинское "мораль".
Информация о работе Этико-правовые учения и их роль в философии