Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:25, реферат
Разработка этических проблем занимает в творчестве Канта особое место. Им посвящено несколько работ: "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критика практического разума" (1788), "Метафизика нравов" (1797), "Об изначально злом в человеческой природе" (1792), "О поговорке "может быть это верно в теории, но не годится для практики" (1793), "Религия в пределах только разума" (1793).
Введение. 2
Кант – философ свободы 4
Детерминированность мира 8
Феномен и ноумен 9
Заключение. 14
Список литературы. 15
Он не дан нам прямо, он лишь косвенным образом свидетельствует о своем существовании. Ведь феномены не могут существовать самостоятельно: они суть лишь явления нам чего-то иного, ноуменального, независимо от нас сущего. Ноумены, по Канту, суть объективные, внеприродные, трансцендентные по отношению к ней «причины» природных феноменов. Кроме того, само наличие у нас разума есть свидетельство нашей причастности к ноуменальному миру и существования его самого.
Конечно, Кант не устает подчеркивать, что ноумены не могут быть мыслимы ассерторически. “Понятие ноумена, т. е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе (исключительно посредством чистого рассудка)”, он относит к числу проблематических, т. е. таких, каждое из которых “не содержит в себе никакого противоречия и находится в связи с другими знаниями как ограничение данных понятий, но объективную реальность, которого никоим образом нельзя познать”. Это означает, что рассудок “не может познать вещи в себе посредством категорий, стало, быть, может, мыслить их только как неизвестное нечто”. Тем не менее, это «нечто» не так уж неизвестно: штудируя кантовские тексты, можно набрать немало сведений о нем. В первую очередь, это важные негативные данные о мире ноуменов. Кант, говоря об отсутствии у нас знаний о ноуменах, имел в виду лишь положительные знания и запрещал те ассерторические суждения о ноуменах, которые сделаны в положительном смысле. Негативные суждения о них он разрешал: “...то, что мы назвали ноуменами, мы должны понимать исключительно лишь в негативном смысле”. Так что такие существенные негативные сведения о мире ноуменов, как то, что в нем нет ни времени, ни пространства, ни природной причинности, мы, наверное, можем воспринимать вполне ассерторически. Да и кое-какие положительные данные о ноуменах Кант нам сообщает вопреки собственному запрету. Сюда относится, например, то фундаментальное положение, что всякая сущая во времени и пространстве вещь есть не что иное, как явление соответствующей вещи в себе. Иначе говоря: всякому феномену соответствует свой ноумен, и, следовательно, по крайней мере, некоторые ноумены проявляют себя в виде феноменов.
Если всякая вещь, имеющая феноменальную сторону, имеет и ноуменальную, то и человек - это не просто природное явление: он укоренен также и в мире вещей в себе. Каждый из нас причастен ноуменальному миру. Однако в этом качестве мы себе непосредственно не даны; мы воспринимаем самих себя только в качестве феноменов, в качестве природных существ, функционирующих во времени и пространстве. Интроспективно мы тоже воспринимаем себя только как явления: Кант пишет, что “душа созерцает себя... не так, как она есть, а так, как она является себе”. Тем не менее, то обстоятельство, что человек не представляет собой целиком и полностью принадлежность природы, но есть также и ноумен, имеет для Канта решающее значение в вопросе о свободе. Ведь если, согласно его учению, в природе человек не имеет никакой свободы, будучи безоговорочно подчинен природной необходимости, то единственным шансом не потерять надежду на то, что человек все-таки свободен, является предположение о том, что его свобода коренится в его ноуменальной глубине. И Кант начинает искать ее там.
Он считал
очень важными обязанности
К числу
обязанностей в отношении друг
к другу он относил любовь
и уважение. Пороки, которые противостоят
уважению, являются высокомерие,
злословие и издевательство. Особенно
подчеркивал дружбу между
Кант полагал,
что добродетели необходимо учить
и начинать это делать надо с ранних
лет, наставляя ребенка в моральном
катехизисе. Кант довольно определенно
высказывается о независимости
нравственных норм от веры в Бога. Он
писал: "Мораль, поскольку она
основана на понятии о человеке как
существе свободном, но именно поэтому
и связывающем себя безусловными
законами посредством своего разума,
не нуждается, ни в идее о другом существе
над ним, чтобы познать свой долг, ни в
других мотивах, кроме самого закона, чтобы
этот долг исполнять". "Мораль отнюдь
не нуждается в религии". Все существовавшие
в истории религии Кант рассматривал как
виды ложного богопочитания. Единственно
истинная религия содержит в себе лишь
нравственные законы, устанавливаемые
практическим разумом, и ничего более.
В этом духе он стремился истолковать
христианство. Таким образом, этика Канта - это этика
долга, имеющая своим источником стоицизм.
Список
литературы.