Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:27, реферат
Гражданский гуманизм — флорентийское направление ренессансного гуманизма рубежа XIV—XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально-политической мыслью. Наметившись в трудах Салютати Колюччо, это направление обрело чёткие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, других гуманистов. Выдвинутые ими идеи получали широкий общественный резонанс не только во Флоренции, но и в Милане, Венеции, Риме.
Введение
1 Основные принципы
2 История термина
3 Библиография
Список литературы
План
Введение
1 Основные принципы
2 История термина
3 Библиография
Список литературы
Введение
Гражданский гуманизм — флорентийское
направление ренессансного гуманизма
рубежа XIV—XV веков, в котором проблемы
этики тесно переплелись с социально-политической
мыслью. Наметившись в трудах Салютати
Колюччо, это направление обрело чёткие
формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео
Пальмиери, других гуманистов. Выдвинутые
ими идеи получали широкий общественный
резонанс не только во Флоренции, но и
в Милане, Венеции, Риме.
1. Основные принципы
Превосходство общественных
интересов над личными
Леонардо Бруни Аретино (1374—1444) исходил
из тезиса античной философии о человеке
как существе общественном, наиболее полно
раскрывающем себя во взаимодействии
с другими людьми. Отсюда и особое внимание
гуманиста к проблеме отношений индивида
и общества. Бруни решает её однозначно:
социальная гармония требует подчинения
личного интереса общему благу. Наилучшим
государственным устройством он считал
республику, основанную на принципах свободы,
равенства и справедливости. В повседневной
политической практике они, по Бруни, утверждаются
лишь тогда, когда все граждане уважают
законы государства, а магистраты строго
следят за их исполнением и пресекают
своеволие отдельных могущественных лиц.
Нравственное поведение индивида и различных
социальных групп должно исходить из интересов
общества в целом — таков лейтмотив этического
учения Бруни, а позже и всего направления
гражданского гуманизма.
Труд на благо общества
Идеи Бруни получили широкую разработку
в творчестве Маттео Пальмиери (1406—1475),
видного флорентийского гуманиста и политического
деятеля. Основу этико-социальной доктрины
Пальмьери составляют принципы служения
общему благу и пользы для государства.
Ради этого «каждый должен быть
готов переносить трудности и подвергать
себя опасности». Истинная добродетель,
по мысли гуманиста, — труд во имя не только
личного, но, что особенно важно, и общественного
благосостояния. Всё способное к труду
население должно быть занято полезной
деятельностью, причём налоги не должны
стать разорительными, ведь частные богатства,
как считает Пальмиери, — залог благосостояния
всего общества. Пальмиери, как и многие
гуманисты того времени, не осуждает накопительство —
лишь бы оно совершалось «чистыми руками».
Богатство, на его взгляд, даёт возможность
широкого проявления гражданских добродетелей —
мужества, великодушия, щедрости, патриотизма.
Отрицая принципы аскетической этики
и связанную с ней апологетику уединённой
жизни, сосредоточенной на религиозном
созерцании, Пальмиери восторженно пишет
о благах цивилизации, о ценностях материальной
и духовной культуры, созидаемых совместными
усилиями всех людей. Активная деятельность
человека-гражданина, наполненная трудом,
творчеством и заботой об общем благе,
по Пальмиери, является долгом каждого
живущего в обществе.
Концепция гражданского гуманизма с энтузиазмом
разрабатывалась во Флоренции в первой
половине XV в. В неё внесли свой вклад видные
гуманисты — Джанноццо Манетти, Поджо
Браччолини, Донато Аччайуоли и другие.
Она переживала некоторую трансформацию
позже, в 70-80-е годы, в условиях тиранического
режима Медичи.
Политическая свобода
Новый шаг в осмыслении светской этики
гражданского гуманизма сделал видный
государственный деятель Флоренции Аламанно
Ринуччини (1426—1499) в «Диалоге о свободе»
(1479). Этот страстный приверженец гражданского
гуманизма поставил светскую этику в ещё
более тесную взаимосвязь с проблемами
устройства политической системы. Одним
из центральных понятий в его сочинении
стала свобода гражданина. Убеждённый
республиканец, ярый противник тирании
Медичи (за что и поплатился своей карьерой[1]),
Ринуччини рассматривал свободу как важнейшее
и непременное условие нравственного
совершенствования личности и общества.
Равенство и справедливость, в трактовке
которых он был близок к Бруни и Пальмиери,
предстают в его этике как норма социальной
жизни, невозможная в условиях нарушения
демократической системы выборов в магистратуры
и отсутствия гласности в обсуждении важных
государственных дела. Отсюда и вывод
Ринуччини, корректирующий нравственный
идеал гражданского гуманизма: политическая
несвобода резко сокращает возможность
активной общественной жизни граждан,
она ставит под сомнение сам принцип служения
государству, если его олицетворяют тиран
и его окружение. В таких условиях сохранить
достоинство и порядочность можно лишь
отстранившись от политической деятельности,
уйдя в уединение творческого труда и
именно им принося пользу обществу. Свобода
в понимании гуманиста становится высшей
моральной категорией, едва ли не главным
благом, к которому должен стремиться
каждый человек.
В гражданском гуманизме Флоренции сплелись
воедино принципы светской этики и размышления
о социально-политических порядках. Он
утверждал не только ценность земной жизни,
совершенствование которой зависело лишь
от усилий самих людей, но и идеал волевой,
энергичной, руководствующейся разумом
личности, которая готова сознательно
и ответственно участвовать в делах общества
и государства.
2. История термина
Термин «гражданский гуманизм» (civic
humanism) ввёл в употребление американский
историк Ганс Барон (Hans Baron[2]).
Первоначально, название Bürgerhumanismus появилось
в 1925 в вышедшем в Германии критическом
обзоре Барона в применении к особому
периоду в истории Флорентинской республики
XIV—XV вв. В последующих работах Барон конкретизировал
термин «гражданский гуманизм» в попытке
точнее описать синтез аполитичного гуманизма
Петрарки с патриотическим умонастроением
и демократическими гражданскими традициями
Флоренции того времени. В англоязычную
историографию термин вошёл в 1955 с работой
Ганса Барона The Crisis of the Early Renaissance («Кризис
раннего Возрождения») и благодаря трудам
самого Барона, а также трудам другого
известного специалиста Феликса Гильберта
(Felix Gilbert) быстро получил широкое признание
среди англоязычных историков, философов
и искусствоведов.
3. Библиография
Список литературы:
Информация о работе Этика гражданского гуманизма эпохи возраждения