Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:24, реферат
Патристика - это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений и в связи с распространением философии.
"Отцы Церкви", с одной стороны, критиковали философию как попытку "притязать на мудрость" в то время как единственно мудрым может быть только Бог, но, с другой стороны, они не могли обойтись без философии. Поэтому у них намечается примирительная линия по отношению к античной философии, прежде всего к Аристотелю и мыслителям эллинистической эпохи.
Период патристики
Патристика - это
классический период в средневековой
философии, включающий в себя совокупность
теологических, философских и политико-социологических
доктрин христианских мыслителей, названных
"отцами Церкви".
Здесь происходит становление системы
христианской теологии на основе религиозных
убеждений и в связи с распространением
философии.
"Отцы Церкви", с одной стороны, критиковали философию как попытку "притязать на мудрость" в то время как единственно мудрым может быть только Бог, но, с другой стороны, они не могли обойтись без философии. Поэтому у них намечается примирительная линия по отношению к античной философии, прежде всего к Аристотелю и мыслителям эллинистической эпохи.
Основные черты
философской патристики
» От поздней античности средневековую
философию отделяют две принципиальные
идеи: Творения и Откровения.
» Онтология патристики зиждется на идее
Бога как абсолютного бытия.
» В рамках патристики выделяют два толкования
бытия Бога: в катафатической и в апофатической
теологии.
» Катафатическая теология описывает Бога
как сосредоточие блага, справедливости
и всемогущества.
» Апофатическая теология считает, что
Бог как Абсолют не имеет атрибутов и не
поддается определениям, ибо находится
за пределами бытия и качественности.
Основные принципы
средневековой философии
» Теоцентризм, который гласит, что источником
всякого бытия, блага и красоты является
Бог.
» Креационизм, согласно которому все существующее
и изменяемое сотворено Богом из ничего,
а все сотворенное изменяется и стремится
к ничтожеству.
» Провиденциализм, утверждающий, что Бог
постоянно контролирует созданный им
мир, управляет им, человеческой историей
и поведением отдельного человека.
» Персонализм, в котором человек понимается
как "персона", то есть неделимая
личность, обладающая разумом и волей,
сотворенная по образцу и подобию Бога
и наделенная совестью. Будучи замкнутой
и автономной, личность подотчетна только
Богу. Отсюда - значение исповеди.
» Ревеляционизм. Он считает, что самый
надежный и достоверный способ познания
состоит в постижении смысла Священного
писания.
Главные представители
философской патристики
Ориген (185-254гг.)
Первым сделал попытку построить целостную
философскую систему на основе христианской
догматики. Симпатизировал неоплатоникам.
Сотворение мира Богом считал процессом,
длящимся вечно. Придерживался доктрины
о трех смыслах Библии: "телесном",
то есть буквальном; "душевном", то
есть моральном; "духовном", то есть
философско-мистическом.
Василий Великий (330-379
гг.)
Принадлежал к "Каппадокийскому кружку".
Был сторонником "неоплатонизма".
Отстаивал принцип буквального толкования
Библии и использовал для подкрепления
её истин авторитеты Платона, Аристотеля
и стоиков. Разработал концепцию сущего,
разделив его на сотворенное и несотворенное.
Это деление во многом сходно с платоновским
делением мира на "мир идей" и "мир
чувственных вещей". Будучи церковным
идеологом, пытался построить мировоззрение,
удовлетворяющее и церковных ортодоксов
и простых верующих.
Григорий Нисский (335-394
гг.)
Младший брат Василия Великого. Продолжил
ассимиляцию неоплатонизма с христианской
догматикой. Говорил о необходимости разграничения
сфер богословия и философии. Абсолютная
полнота реальности, по мнению Нисского,
заключается в божественной сущности,
и эта полнота сочетается с абсолютной
простотой. Бог через свою божественную
энергию творит мир, доступный познанию.
По образу мира можно только догадываться
о сущности Бога. Человек рассматривается
как посредник между миром природы и Богом.
В соответствие с доктриной о грехопадении,
Нисский считает, что человек возвратится
к первоначальной чистоте с помощью катарсиса
- переориентации воли с чувственного
на духовное.
Августин Аврелий (354
- 430 гг.)
Симпатизировал римским стоикам и от них
перенял прагматический подход к философии.
Построил оригинальную онтологию, в центре
внимания которой стоит учение о Боге
как принципе бытия. Цель человеческого
ума - "Богопознание" и "самопознание".
Августину принадлежит первая в истории
мысли "Исповедь", в которой исследуется
развитие человеческой личности. Одна
из первых философий истории в истории
мысли - труд Августина "Град Божий".
В нем говорится о двух типах человеческого
общежития: "граде Земном" и "граде
Божьем". Первый представляет государство,
замкнутое на любви к себе и презрении
к Богу, а второй - духовную общность, основанную
на любви к Богу. Августин стал непререкаемым
авторитетом в области философии и теологии
в средние века.
Боэций (480-524 гг.)
В истории философии