Этические воззрения Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль и нравственность. С трехсотых годов до н. э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс. Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта.

Содержание

1) Введение…………………………………………………………………….3
2) Принципы построения этики………………………………………………
3) Этика долга………………………………………………………………….
4) Царство свободы……………………………………………………………
5) Заключение………………………………………………………………….
6) Список используемой литературы.………………………………………..

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1) Введение…………………………………………………………………….3

2) Принципы  построения этики………………………………………………

3) Этика  долга………………………………………………………………….

4) Царство  свободы……………………………………………………………

5) Заключение………………………………………………………………….

6) Список  используемой литературы.………………………………………..

Введение 

    Этика является одной из  древнейших  философских  дисциплин,  объектом изучения которой служат мораль и нравственность. С  трехсотых  годов  до  н. э., когда этику впервые  обозначили  как  особую  область  исследования,  до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает.  В  разное  время  к проблемам этики обращались такие философы, как  Аристотель,  Спиноза,  Кант, Маркс. Среди философских трактатов по этике  особенно  выделяются  труды  И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной  философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии  Кант  уделил  наибольшее внимание  нравственности,  и  его   этическая   концепция,   последовательно развитая в целом  ряде  специальных  трудов,  была  наиболее  разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических  проблем, связанных с  определением  понятия  нравственности.  Одна  из  заслуг  Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы  – вопросы теоретического разума –  от  вопроса  практического  разума:  что  я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие  на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр,  Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.)

Принципы  построения этики 

    Кант  утверждает примат практического разума над теоретическим, деятельности над познанием. Но что такое "практическое"? В широком смысле слова к практическому философствованию он причисляет этику, учение о государстве и праве, философию истории и религии, антропологию. Но в узком смысле термина практический разум у Канта означает разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.

    В "Критике чистого разума" изложена теория этики. В соответствии с воззрениями Канта на мораль "практическое есть все то, что возможно благодаря свободе".

    В основе "практического разума" Канта лежит тот же самый разум, что был теоретическим в "Критике чистого разума". Это один и тот же разум, но иначе применяемый, так как "практика" Канта не опирается на познание. Философ желает научной этики.

    Кант  придерживается принципа первенства вопросов моральности поведения человека над вопросами научного познания. У него теоретическое познание в состоянии самое большее побудить к активности моральную мысль человека. С другой стороны, возникает надежда, что в сфере морального действия человеку удастся соединиться с трансцендентным, стать ему причастным, приобщиться к его содержанию.

    Этика – главная часть философии  Канта. Именно с размышлений над антиномиями началось становление его "критицизма". Кант строил этику, основанную на принципах онтологической двойственности человека, рационализма, антинатурализма, ориентации на должное, автономности и априоризма. Под "автономностью" здесь понимается независимость моральных постулатов от внеморальных доводов и оснований.

    Человек как онтологически двойственное существо, причастное к двум различным мирам – явлений и вещей в себе, - неизбежно приходил у Канта к этическому расщеплению самого себя и сферы своего поведения. Эмпирический индивид и трансцендентная личность не могут обладать одними и теми же мерками оценки, выбора и действия, так что следует строить этику, учитывая, что человек – гражданин двух миров и в моральном отношении, а высшая нравственность не может быть выведена из мотивов эмпирической жизни.

    Рационализм кантовской этики означает, что не чувственные увлечения, не вспышки страсти и не порывы сердца, а разум должен судить о добре и зле.

    Этика, основанная на чувственных потребностях, не обеспечивает чистоты нравов. Жестокий нормативизм этики Канта противопоставляется описательной этике с ее ориентацией не на должное, а на реально существующее. Эту позицию он занял потому, что исходил из своего учения о двойственности человеческой природы. Кант считает схему всякого реально существующего морального поведения в принципе недостаточной и ущербной.

    Этика Канта автономна. Она ориентирована  на некий независимый будто бы от привходящих соображений и стимулов  идеал.  Ни  чувственные  желание,  ни эгоистическая расчетливость, ни апелляции  к  пользе  или  вреду  вообще  не должны приниматься в соображение.

    Кант  провозглашает мораль независимой  от религии, а нравственный закон – невыводимым  из религиозных заповедей. Философия Канта  говорит,  что  все возникшее не из морали  и не из ее свободы,  не  может  заменить  отсутствие моральности.  Для  себя  самой  мораль  "отнюдь  не  нуждается  в   религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама по себе".

    Итак, Кант признал мораль автономной, независимой от  религии.  Больше того, он поставил саму веру в бога в зависимость от морали. Человек  морален не  потому,  что  бог  предписал  ему  мораль.  Наоборот,  человек  верит  в существование бога потому, что этой  веры,  по  утверждению  Канта,  требует мораль.  "Практический" разум главенствует над "теоретическим".

    Однако  Кант не довел свой замысел автономной этики до конца.  Он  лишь уменьшил значимость религии, но не отверг религиозную веру. По Канту бог  не творец нравственности, не источник нравственного закона,  но  он  –  причина нравственного порядка в мире.

    Учение  Канта о человеке  пессимистично.  Ядром  этой  теории  является тезис об "изначально злом", которое будто бы присуще природе человека.  Кант считал, что люди по своей эмпирической природе более злы,  чем добры,  ибо животный эгоизм толкает их к злосердечию и коварству, несмотря на наличие  у них влечения к общительности и задатков  гуманности  и  личного  достоинства

    Кант  вводит понятие  нравственного  закона, основу  которого  следует искать "не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в  какие  он поставлен, исключительно в понятиях чистого разума". По  Канту вся моральная философия исходит из  своей чистой основы. Она ничего не берет из антропологии, а дает человеку  как  разумному существу априорные законы. В свою  очередь  нравственный  закон  может  быть найден лишь в "чистой философии".  Кант полагал, что  философия  соединившая априорные принципы с эмпирическими, не может даже называться  философией,  и особенно   моральной.   Поэтому   основу   этики   составляет    "метафизика нравственности",  которая  должна  исследовать  идею  и  принципы  возможной чистой воли, а не действия и условия человеческой воли.

    Кант  исследует различные виды императивов в этике. Императивом философ называет форму повеления. Императив  прибегает  к  такой  воле,  которая  по своему  свойству  не  определяется  этим   императивом   с   необходимостью. Императивы говорят, что поступать таким-то образом хорошо, но  они говорят  то о "такой воле, которая не  всегда  делает  нечто  потому,  что  ей  дают представление о том, что делать это  хорошо". Императивы всегда предполагают несовершенство воли разумного существа.

    Существует   два   основных   вида   императивов:   гипотетические   и категорические. Мы имеем дело с гипотетическим императивом,  если  поступок, предписываемый  им,  хорош  только  в  качестве  средства  для   чего-нибудь другого. А  когда  мы  говорим  о  категорическом  императиве,  то  поступок представляется как хороший сам по себе или как необходимый для воли, а  сама воля согласуется с разумом.

      В связи с категорическим императивом  выделяют  основные  особенности этики Канта:

  • крайне формальный характер этики;
  • отказ от построения этики  как учения  об  условиях  и средствах, ведущих человека к счастью;
  • противопоставление  нравственного  долга  влечению,  прежде  всего чувственной склонности.

    По  Канту нравственный закон  совершенно  формален.  Если  использовать нравственный закон как предписывающий  некоторое  определение  нравственного поступка  по  его  содержанию,  то,   как   считает   Кант,   это   окажется несовместимым с самими основами  нравственного  закона:  с  его  безусловной всеобщностью,  с  его  полной  независимостью  от  каких  бы  то   ни   было эмпирических  обстоятельств   и   условий,  с   его   автономией,   т.   е.независимостью от всякого интереса.

    К  нравственному  закону  нельзя  относить  практическое  предписание, которое  заключало  бы  материальное,  а,  следовательно,   и   эмпирическое условие. Ведь любая "материя" практических  правил  всегда  основывается  на субъективных  условиях.  Однако  эти  условия  не  в   состоянии   дать   ей общезначимости   для   разумных   существ,   кроме   только   обусловленной. Следовательно, необходимость,  которую  выражает  закон  нравственности,  не должна быть  естественной  необходимостью,  она  может  состоять  "только  в формальных условиях возможности закона вообще".

    Формализм этики Канта – обличье ее идеалистической  сущности,  а  также ее  направленности   против   всякой   попытки   обосновать   нравственность эмпирически. Все эмпирическое, согласно мысли Канта,  не  только  совершенно не пригодно к  тому,  чтобы  прибавить  что-нибудь  к  формальному  принципу нравственности, "но в высшей степени вредно для чистоты  самих  нравов".

    Еще одна особенность теории Канта –  это антиэвдемонистичность,  т.  е. отрицание возможности обоснования этики на принципе счастья.

    По  Канту потребность в счастье  касается  лишь  "материи"  способности желания, в свою очередь  эта "материя" относиться  к  субъективному  чувству удовольствия  или  неудовольствия,  лежащему  в   основе   самого   желания. Следовательно, рассматривать цель достижения счастья  как  закон  невозможно потому, что  "материальная" основа познается субъектом только  эмпирически. То, в чем каждый  усматривает  свое  счастье,  зависит  от  особого  чувства удовольствия или неудовольствия и даже в  одном  и  том  же  субъекте  –  от различия   потребностей   соответственно   изменениям   в   этом    чувстве. Следовательно, практический принцип стремления  к  счастью  есть  совершенно случайный принцип; в различных субъектах он различен и, значит,  никогда  не может служить законом.

    Итак, в принципах построения этики  мы видим, что Кант  выдвигал  на первое место  вопросы  моральности  поведения  человека.  Он  строил  этику, основанную   на   принципах    онтологической    двойственности    личности, рационализма, антинатурализма, автономности и априоризма.  Учение  немецкого философа излагает нам различные  виды  императивов  в  этике.  Выделяются и особенности этики Канта: формализм, антиэвдемонистичность и противопоставление этического долга склонности. Любое учение о морали, нравственности невозможно без такого  понятия как долг. Этика долга занимает в философии Канта значительное место.

Этика долга 

    Объективное практическое действие, которое в  силу нравственного закона исключает все определяющие основания поступков,  исходящие  из  склонностей, Кант называет долгом [2, с. 332]. В долге заключается понятие принуждения, т. е. определение к поступкам, как бы охотно эти  поступки  ни  совершались. По Канту моральность поступков  определяется  необходимостью  их  из  одного лишь сознания долга и одного лишь уважения к  закону,  а  не  из  любви  или склонности  к  тому,  что  должно  приводить  к  этим  поступкам.  Моральная необходимость есть непременно принуждение. Каждый  поступок,  основанный  на необходимости, следует рассматривать как долг, а не  как  вид  деятельности, который мы выбрали произвольно.

    Кант  считает, что моральный закон  для совершенного существа есть закон святости. А для  разумного  существа  этим  законом  является  закон  долга. Поступки  определяются  уважением  к  закону  и  благоговением  перед  своим долгом. Действия из чувства долга  –  вот  что  имеет  истинно  нравственную ценность. Человек действительно нравственен только  тогда,  когда  исполняет долг не ради какой-либо внешней цели,  а  ради  самого  долга.  Ни  одно  из непосредственно-спонтанных   чувств   –   доброжелательность,    сочувствие, сострадание,  симпатия,  участие  –  сами  по  себе  еще  не  есть  истинная добродетель. Ибо эти душевные  порывы  могут  толкнуть  человека  отнюдь  не только  на  путь  добра,  но  и  к  совершению  зла.  Кант  признает  мотивы человеколюбия  нравственными  при  условии,  что  они  не  просто   выражают психические  склонности  человека,  а   поставлены   под   контроль   долга, определены моральным законом как их объективным критерием.

Информация о работе Этические воззрения Канта