Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:45, контрольная работа
Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен", поскольку в ее многообразных формах "уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса.
2. Этическая проблематика античной философии:
- Сократ
- Платон
- Аристотель
- Эпикур
- Стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
Стоицизм продолжает развитие
ригористической тенденции, намеченной
киниками. Наиболее явно эта тенденция
выражается в идее самоценности добродетели
своеобразной форме императивного понимания
морали.
В истории стоицизма выделяют три периода:
Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя Стоя
(II - I вв. до н.э.), Новая Стоя (I - II вв. н.э.).
С точки зрения развития этической рефлексии,
наиболее интересен последний период,
когда стоицизм представляют трое известных
римских мыслителей:
Сенека (5 Г.до н.э. - 65 г. н.э.),
Эпиктет (50140 гг.
н.э.),
Марк Аврелий Антоний (121-180
гг. н.э.).
Основной принцип стоической
этики - осознать господствующую в мире
необходимость и подчиниться
ей, не утратив при этом чувство
собственного достоинства. Этот принцип
имеет различные формы
Стоики проповедуют отрешенность от страстей
и внешних благ как условие внутренней
свободы (с этим связано используемое
ими понятие "апатия", которое обозначает
"бесстрастное" отношение ко всему,
включая страдание); занимают рационалистическую
позицию в решении проблемы добродетели
(добродетель - знание, зло - незнание);
определяют свое отношение к смерти. Что
касается последней проблемы, то ее решение
исходит из установки: "Жизнь - не благо,
смерть - не. зло", т, е, жизнь должна быть
добродетельной, иначе она лишается смысла
и предпочтительней оказывается смерть:
"Лучше достойно умереть, чем недостойно
жить" (Сенека).
Таково (в самых общих чертах, конечно)
мировоззренческое кредо стоиков, попытавшихся
помочь человеку в сложных обстоятельствах
социального хаоса и нравственной деградации
сохранить моральное достоинство; принять
мир таким, какой он есть, раз нет надежды
на его изменение; противопоставить изменчивой
судьбе свою внутреннюю нравственную
целостность, Возможно, и в настоящее время
стоическая этика способна стать "путеводной
звездой" для человека, попавшего в
трагическую жизненную ситуацию. Тем не
менее, содержание стоического идеала
свидетельствует о том, что субъективизм,
как основа этического сознания, утрачивал
свою привлекательность. Начинался поиск
объективных оснований морали, который
на длительное время оказался связанным
с христианской религии.
Список использованной литературы:
Информация о работе Этическая проблематика античной философии