Этическая проблематика античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен", поскольку в ее многообразных формах "уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса.

Содержание

2. Этическая проблематика античной философии:
- Сократ
- Платон
- Аристотель
- Эпикур
- Стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

Работа содержит 1 файл

Метафизика морали.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

                                                             Стоики     

Стоицизм продолжает развитие ригористической тенденции, намеченной киниками. Наиболее явно эта тенденция  выражается в идее самоценности добродетели своеобразной форме императивного понимания морали. 
     В истории стоицизма выделяют три периода: Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя Стоя (II - I вв. до н.э.), Новая Стоя (I - II вв. н.э.). С точки зрения развития этической рефлексии, наиболее интересен последний период, когда стоицизм представляют трое известных римских мыслителей:        

Сенека (5 Г.до н.э. - 65 г. н.э.), 
        Эпиктет (50140 гг. н.э.), 
        Марк Аврелий Антоний (121-180 гг. н.э.).     

Основной принцип стоической этики - осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться  ей, не утратив при этом чувство  собственного достоинства. Этот принцип  имеет различные формы выражения: жить в согласии с природой; жить добродетельно; жить разумно. "Мы рождены  под единодержавной властью: повиноваться богу - вот В чем свобода наша" (Сенека). Казалось бы, в отличие от Эпикура стоики пытаются найти внешнюю, объективную точку опоры для морали (такая потребность в этике уже явно назрела), но, по существу, остаются в границах субъективизма. 
     Стоики проповедуют отрешенность от страстей и внешних благ как условие внутренней свободы (с этим связано используемое ими понятие "апатия", которое обозначает "бесстрастное" отношение ко всему, включая страдание); занимают рационалистическую позицию в решении проблемы добродетели (добродетель - знание, зло - незнание); определяют свое отношение к смерти. Что касается последней проблемы, то ее решение исходит из установки: "Жизнь - не благо, смерть - не. зло", т, е, жизнь должна быть добродетельной, иначе она лишается смысла и предпочтительней оказывается смерть: "Лучше достойно умереть, чем недостойно жить" (Сенека). 
     Таково (в самых общих чертах, конечно) мировоззренческое кредо стоиков, попытавшихся помочь человеку в сложных обстоятельствах социального хаоса и нравственной деградации сохранить моральное достоинство; принять мир таким, какой он есть, раз нет надежды на его изменение; противопоставить изменчивой судьбе свою внутреннюю нравственную целостность, Возможно, и в настоящее время стоическая этика способна стать "путеводной звездой" для человека, попавшего в трагическую жизненную ситуацию. Тем не менее, содержание стоического идеала свидетельствует о том, что субъективизм, как основа этического сознания, утрачивал свою привлекательность. Начинался поиск объективных оснований морали, который на длительное время оказался связанным с христианской религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этическая проблематика античной философии