Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:30, реферат
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».
Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
К
наиболее известным произведениям
Аристотеля относятся: «Органон», «Физика»,
«Механика», «Метафизика», «О душе», «История
животных», «Никомахова этика», «Риторика»,
«Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
2.
Классификация философии,
Философию Аристотель разделил на три вида:
теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
поэтическую.
Считается,
что фактически Аристотелем как
четвертая часть философии была
выделена логика.
3. Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.
Рассматривая
проблему бытия, Аристотель выступил с
критикой философии Платона, согласно
которой, окружающий мир делился
на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных
идей), и «мир вещей» в целом, как
и каждая вещь в отдельности, являлся
лишь материальным отображением соответствующей
«чистой идеи».
Ошибка
Платона, по Аристотелю, в том что он
оторвал «мир идей» от реального мира
и рассматривал «чистые идеи» вне всякой
связи с окружающей действительностью,
которая имеет и свои собственные характеристики
– протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;
индивидуумы являются
4.
Категории Аристотеля как
Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
сущность (субстанция);
количество;
качество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
5. Проблема материи в философии Аристотеля
Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.
Носителем
сознания, по Аристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души:
растительная душа;
животная душа;
разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная
душа отвечает за функции питания, роста
и размножения. Этими же функциями
(питание, рост, размножение) ведает и
животная душа, однако благодаря ей
организм дополняется функциями
ощущения и желания. И только разумная
(человеческая) душа, охватывая все
вышеперечисленные функции, ведает
еще и функциями рассуждения
и мышления. Именно это выделяет
человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно
последнее качество – потребность
жить в коллективе – приводит к
возникновению общества – большого
коллектива людей, занимающегося производством
материальных благ и их распределением,
проживающего на одной территории и
объединенного языком, родственными
и культурными связями.
Регулирующим
механизмом общества (защита от врагов,
поддержание внутреннего
7. классификация Аристотеля форм государства.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
монархия;
тирания;
аристократия;
крайняя олигархия;
охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
8.
Историческое значение
внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
выделил 10 философских категорий;
дал
определение бытия через
определил сущность материи;
выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
внес
существенный вклад в развитие логики
(дал понятие дедуктивного метода
– от частного к общему, обосновал
систему силлогизмов – вывода
из двух и более посылок заключения).
Информация о работе Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения