Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:30, реферат

Описание работы

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Работа содержит 1 файл

8.философия аристотеля.docx

— 26.92 Кб (Скачать)

     Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.

     Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий  философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской  деятельности Аристотель прошел три  основных этапа:

     К наиболее известным произведениям  Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика». 

     2. Классификация философии, данная  Аристотелем.

     Философию Аристотель разделил на три вида:

     теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных  сфер бытия, происхождения всего  сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

     практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

     поэтическую. 

     Считается, что фактически Аристотелем как  четвертая часть философии была выделена логика. 

     3. Критика Аристотеля как способ  объяснения сути бытия.

     Рассматривая  проблему бытия, Аристотель выступил с  критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился  на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных  идей), и «мир вещей» в целом, как  и каждая вещь в отдельности, являлся  лишь материальным отображением соответствующей  «чистой идеи». 

     Ошибка  Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. 

     Аристотель  дает свою трактовку данной проблемы:

     не  существует «чистых идей», не связанных  с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

     существуют  только единичные и конкретно  определенные вещи;

     данные  вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением  которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте  и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий  точно определенные параметры, а  не «идея дома», и т.д.;

       индивидуумы являются первичной  сущностью, а виды и роды  индивидуумов (кони вообще, дома  вообще и т.д.) – вторичной.

     4. Категории Аристотеля как способ  объяснения сути бытия.

     Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

     Дать  ответ на этот вопрос (что такое  бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого –  высказывания).

     Аристотель  выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных  дают его характеристики. Данными  категориями являются:

     сущность (субстанция);

     количество;

     качество;

     отношение;

     место;

     время;

     положение;

     состояние;

     действие;

     страдание.

     Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это  сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

     Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также  согласно Аристотелю категории –  это высшее отражение и обобщение  окружающей действительности, без которых  немыслимо само бытие.

     5. Проблема материи в философии  Аристотеля

     Важное  место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

     все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

     изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению  сущности самого предмета;

     реальность  – это последовательность перехода от материи к форме и от формы  к материи;

     потенция (материал) есть пассивное начало, форма  – активное;

     высшей  формой всего сущего является Бог, имеющий  бытие вне мира.

     6. Проблема души и человека в  философии Аристотеля.

     Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: 

     растительная  душа;

     животная  душа;

     разумная  душа.

     Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

     Растительная  душа отвечает за функции питания, роста  и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и  животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями  ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все  вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения  и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. 

     Аристотель  материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

     по  биологической сущности является одним  из видов высокоорганизованных животных;

     отличается  от животных наличием мышления и разума;

     имеет врожденную склонность жить вместе с  себе подобными (то есть жить в коллективе).

     Именно  последнее качество – потребность  жить в коллективе – приводит к  возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством  материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и  объединенного языком, родственными и культурными связями. 

     Регулирующим  механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

     7. классификация Аристотеля форм государства.

     Аристотель  выделяет шесть типов государства:

     монархия; 

     тирания;

     аристократия;

     крайняя олигархия;

     охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

     полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

     Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя  олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

     Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

     8. Историческое значение философии  Аристотеля в том, что он:

     внес  существенные коррективы в ряд положений  философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

     дал материалистическую трактовку происхождения  мира и человека;

     выделил 10 философских категорий;

     дал определение бытия через категории;

     определил сущность материи;

     выделил шесть типов  государства и дал понятие  идеального типа – политии;

     внес  существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал  систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения). 

      

Информация о работе Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения