Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:05, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - представитель немецкой классической философии, создатель теории диалектики на основе объективного идеализма. Его теоретическое наследие - своеобразный итог развития немецкой классической эстетики. Интерес к ней он проявил уже в молодые годы. В 1796 г. он утверждал, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что «истина и добро соединяются родственными узами лишь в красоте».
Позднее иерархия форм общественного сознания у Гегеля выг
Георг
Вильгельм Фридрих
Гегель (1770-1831) - представитель немецкой
классической философии, создатель теории
диалектики на основе объективного идеализма.
Его теоретическое наследие - своеобразный
итог развития немецкой классической
эстетики. Интерес к ней он проявил уже
в молодые годы. В 1796 г. он утверждал, что
высший акт разума, охватывающий все идеи,
есть акт эстетический и что «истина и
добро соединяются родственными узами
лишь в красоте».
Позднее иерархия форм общественного
сознания у Гегеля выглядит так: искусство,
религия, философия.
Эстетика предстает как философия искусства,
занимающего подчиненную ступень в развитии
абсолютного духа.
Новизна эстетики зрелого Гегеля состояла
в акцентировании связи искусства и красоты
с деятельностью и трудом человека (понимаемым
идеалистически): изменяя предметы, человек
запечатлевает в них свои определения,
на этом основании возникает переживание
красоты. Красота - это чувственная форма
идеи.
В своей «Эстетике» Гегель строит грандиозную
систему эстетических категорий, начиная
с прекрасного, хотя предметом эстетики
он считает искусство, точнее, изящные
искусства. Тем не менее, центральной категорией
остается прекрасное
как чувственное бытие
абсолютной идеи.
Дальнейшее свое саморазвитие прекрасное
осуществляет в двух направлениях: в природе
и в искусстве.
Прекрасное в природе -
это инобытие духа, т.е. оно есть низшая
форма красоты, мешающая его саморазвитию.
Поэтому прекрасное нуждается в искусстве
как форма бытия и саморазвития
абсолютной идеи, и оно существует в
искусстве как идеал.
Красота в искусстве стоит выше красоты
в природе. Ибо красота в искусстве является
красотой, порожденной и вновь порождаемой
духом, и насколько дух и его произведения
стоят выше природы и ее явлений, настолько
также и красота в искусстве стоит выше
красоты в природе. В этом смысле прекрасное
в природе является лишь отражением красоты,
принадлежащей духу, является несовершенным,
неполным видом красоты.
Таким образом, подлинно прекрасным для
Гегеля может быть только искусство, существующее
как идеал, которое создается субъектом
творчества - художником.
В эстетике Гегеля лежит исторический
принцип рассмотрения материала (причем
само историческое развитие выступает
у него как прогресс в сфере духа).
Мир представляет собой воплощение божественного
начала, названного им абсолютной идеей.
В результате обнаружения абсолютной
идеи (прекрасного) в форме идеала и художественной
оригинальности художника (гения или таланта)
возникают исторические формы бытия искусства:
♦
символическая (доминирует на Востоке).
Идейное содержание еще не обладает здесь
особой индивидуальностью. Символизм
способен только создать «внешнюю среду»
для идеи. Более всего этому принципу искусства
соответствует, по мысли Гегеля, архитектура.
В Связи с символической формой искусства
Гегель рассматривает категорию возвышенного,
так как оно не может быть выражено в конечных,
чувственных формах, ему соответствует
символ. С развитием чувственных форм
образного воплощения абсолютной идеи
возвышенность исчезает;
♦
классическая (характерна для античности).
Идея, получившая в образах классического
искусства черты индивидуальности, выступает
как идеал. Наиболее полное выражение
получила в скульптуре (пластике). Классическое
искусство, по Гегелю, является вершиной
развития искусства вообще. В нем воплощен
идеал как совершенное и гармоническое
единство содержания (идеи) и формы (материи).
Именно их взаимопроникновение и равновесие
и порождает высокое искусство классики;
♦
романтическая (преобладает в христианской
Европе). Утверждает приоритет духовного
содержания над чувственной формой. Ей
соответствуют живопись, музыка, поэзия.
В романтическом искусстве гармония и
совершенство, а, следовательно, и идеал
постепенно начинают разрушаться, на смену
им приходит определенная дисгармония
(господство идеи над формой).
Искусство способствует духовному развитию
человека и в особенности нравственному
воспитанию личности. Искусство существует
не для небольшого замкнутого круга немногих
образованных людей, а для всей нации в
целом. Гегель считал самым важным качеством
искусства его непосредственную понятность.
Он часто повторял, что искусство существует
не для знатоков, а для публики.
Заслугой Гегеля является обоснование
им ведущей роли сознательных усилий в
творческом процессе. Творчество - создание
нового, но такого нового, которое не забывает,
не уничтожает старое, а помнит о нем, сохраняет
его в себе как момент своей собственной
истории, как свою предпосылку.
Индивидуальное подчинено общему. Для
индивида же есть только один способ приобщения
к мировой культуре: проделать для себя
в кратчайший срок тот путь, который духовно
уже пройден человечеством.
Несмотря на различие систем и методологических
подходов представителей немецкой классической
эстетики, в их теориях искусства и эстетических
воззрениях много общего. Ключевые понятия,
определяющие природу искусства, многообразие
эстетических категорий выражают общий
для той эпохи вгляд на искусство как на
сферу уникального средоточия и равновесия
противоположных начал. Смысл немецкой
классической эстетики - в трактовке искусства
и красоты как некой целостности, способной
в силу своей интегративной природы разрешать
всевозможные противоречия, быть отражением
всей полноты универсума.