Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:41, реферат
Категория «эстетические ценности» достаточно широко используется в современном научном лексиконе, однако это вовсе не значит, что она столь же стара, как мир. Обратимся к предыстории этого понятия. Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII столетия. Немецкий философ Александр Баумгартен в 1735 году в диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» впервые употребляет термин «эстетика», образуя его из греческого «чувственное восприятие».
Эстетические
ценности
Категория «эстетические
ценности» достаточно широко используется
в современном научном
Эстетические
ценности (как и любые другие)
представляют собой синтез трех основных
значений: вещественно-предметного, психологического,
социального. Вещественно-предметное
значение включает в себя характеристику
внешних свойств вещей и предметов, выступающих
как объект ценностного отношения. Второе
значение характеризует психологические
качества человека как субъекта ценностных
отношений. Социальное значение указывает
на отношение между людьми, благодаря
которым ценности обретают общезначимый
характер. Своеобразие эстетических ценностей
заключается в характерном для эстетики
отношении человека к действительности.
Оно подразумевает чувственно-духовное,
бескорыстное восприятие реальности,
которое направлено на постижение и оценку
внутренней сущности реальных объектов.
Было бы неверным
полагать, что возникновение понятия
«эстетическая ценность»
Эстетическими
ценностями могут обладать все предметы
и явления реальной и мыслимой действительности,
хотя сами ценности не обладают ни физической,
ни психической природой. Сущность их
заключается в значимости, а не в фактичности.
Поскольку эстетические ценности носят
субъективно-объективный характер, т.
е. указывают на соотнесенность их с человеком,
наличие эстетической ценности у этих
объектов зависит от того, в какую конкретную
систему социально-исторических отношений
они включены. Поэтому эстетические ценности
имеют зыбкие границы и их содержание
всегда является социально-историческим.
Исходя из разработанной эстетической
наукой классификации эстетических ценностей,
основным ее видом является прекрасное,
которое в свою очередь выступает во множестве
конкретных вариаций (как изящное, грация,
миловидность, великолепие и т. д.); другой
вид эстетической ценности — возвышенное
— также имеет ряд вариаций (величественное,
величавое, грандиозное и т. п.). Как и все
другие положительные ценности, прекрасное
и возвышенное диалектически соотносятся
с соответствующими отрицательными ценностями,
«антиценностями», — с безобразным (уродливым)
и низменным.
Особую группу
эстетических ценностей составляют
трагическое и комическое, характеризующие
ценностные свойства различных драматических
ситуаций в жизни человека и общества
и образно моделируемых в искусстве.
Следует обратить
внимание на противоречивую природу
эстетических ценностей. Еще древние
заметили несовпадение внутреннего
и внешнего. Впервые в философии
Платон ставит проблему отличия сущности
красоты от ее проявлений. «Что такое прекрасное?»
и «Что прекрасно?» — вопрошает он. Различение
между сущностью эстетической ценности
и ее проявлением, между объективной и
субъективной стороной ценности можно
найти и в размышлениях Рихарда Авенариуса.
Этот представитель эмпириокритицизма
для пояснения своей мысли ввел понятие
«Е-ценность», называя ее также «характером».
По его определению, «Е-ценность» есть
доступная описанию ценность, «раз она
считается содержанием заявления другого
человека». «Прекрасное» и «безобразное»
мыслитель относит к «характеру», или
«Е-ценностям», со всеми вытекающими из
его интерпретации субъективистскими
последствиями. Авенариус видит ценностную
природу «этической и эстетической апперцепции»:
«Каждая из них имеет целью определение
ценности предмета, и результат этой оценки
в виде предиката присоединяют к предмету,
называя его хорошим или дурным, красивым
или безобразным». Однако сама ценность,
по Авенариусу, сводится к позитивистски
понимаемой целесообразности — «принципу
наименьшей траты сил». «Мы не покажемся,
пожалуй, слишком смелыми, — пишет от в
«Философии как мышлении о мире согласно
принципу наименьшей меры силы», — если
мы попытаемся свести и эстетическую ценность
определенных форм к тому же принципу
целесообразной затраты силы».
Оригинальную
систему ценностей предложил
психолог и философ Гуго Мюнстерберг.
Эстетические ценности выражают самосогласованность
мира. Они существуют на двух уровнях:
на уровне жизненных ценностей и
на уровне ценностей культурных. На
первом уровне — это предмет радости:
гармония внешнего мира, любовь между
людьми, чувство счастья в человеческой
душе. На уровне культурной ценности —
это ценности прекрасного, воплощенные
в искусстве, воспроизводящем внешний
мир (изобразительное искусство), раскрывающем
связи между людьми (поэзия), выражающем
внутренний мир человека (музыка). Красота
как ценность воплощает эстетическое
единство человека и мира. Она сверхиндивидуальна,
но предполагает индивидуальное отношение
— стихийное на первом уровне и осознанное
на втором.
Проблема эстетической
ценности подробно исследуется таким
неокантианцем баденской школы,
как Ионас Кон. Он ставит задачу определить
место эстетической области ценностей
среди других видов ценностей
— «ценности приятного», логической,
моральной сфер ценности, религиозной.
Мыслитель делит ценности на два класса:
1) консекутивная ценность — это то, что
мы ценим как средство к цели; 2) интенсивная
ценность — это то, что мы ценим ради него
самого, поэтому степень и мера ценности
лежит исключительно в самой этой вещи.
Эстетическая ценность является интенсивной
ценностью, и это отличает ее от полезного.
Но интенсивной ценностью в таком ее понимании
являются также истина как логическая
ценность и добро как ценность моральная.
Для определения последующих различий
в мире ценностей и выявления специфики
эстетической ценности Кон сами «интенсивные
ценности» подразделяет на 1) ценность
имманентную, т. е. такую ценность, которая
замкнута на своем внутренним значении;
2) трансгредиентную ценность — ценность,
указывающую в своем значении за пределы
собственной области. Последней является
ценность истины и нравственности. Эстетическая
же ценность имманентна, это имманентно-интенсивная
ценность, или ценность чисто интенсивная,
т. к. имманентность представляет собою,
в известной мере, добавление и восполнение
интенсивности.
Следует согласиться
с Коном в том, что эстетические
ценности могут сочетаться с другими
ценностями, образуя новые, «промежуточные
ценности». Так, в прикладных искусствах
и архитектуре «эстетическая
ценность действует совместно с полезностью».
«Промежуточной» ценностью являются «нравственная
красота», «красивое решение математической
задачи», «художественная правда».
Как мы видим, существует
большое множество концепций
эстетических ценностей. Этот аксиологический
плюрализм выражает сложность самого
изучаемого явления и подчеркивает актуальность
вопроса о специфике эстетических ценностей.
Духовные ценности
– это своеобразный духовный капитал
человечества, накопленный за тысячелетия,
который не только не обесценивается,
но и, как правило, возрастает. Природа
духовных ценностей исследуется в теории
ценностей, которая устанавливает соотношение
ценностей с миром реальностей человеческой
жизни. Речь идёт прежде всего о моральных
и эстетических ценностях. Они по праву
считают высшими, ибо во многом определяют
поведение человека в других системах
ценностей.
Что касается моральных
ценностей, то здесь основным является
вопрос о соотношении добра и
зла, природе счастья и
друг друга
установок, отражающих разные системы
ценностей. Одна из наиболее древних
– гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение
как высшее благо жизни и критерий
поведения человека.
Аскетизм идеалом
жизни провозглашает добровольное отречение
от наслаждений и желаний, культ страданий
и лишений, отказ от благ жизни и привилегий.
Эта концепция проявилась в христианстве,
особенно в монашестве, в философских
школах киников.
Утилитаризм величайшей
ценностью и основой нравственности считает
пользу. По словам И.Бентама, смысл этических
норм и принципов состоит в том, чтобы
содействовать наибольшему счастью для
наибольшего числа людей.
В 20в. учение о
ценностях связано с именами
таких выдающихся мыслителей и гуманистов,
как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др.
бурные социальные потрясения, появления
возможности самоуничтожения человечества,
возникновение глобальных проблем до
предела обострили все традиционные проблемы.
На первый план вышли общечеловеческие
проблемы, связанные с признанием абсолютной
ценности самой жизни человека и необходимости
сохранить среду его обитания.
Известное выражение
Ф.М.Достоевского – «Красота спасет
мир» - нужно понимать не изолированно,
а в общем контексте развития
идеалов человечества. Термин «эстетика»
появился в научном обиходе в середине
18в., хотя учение о прекрасном, о законах
красоты и совершенства уходит корнями
в глубокую древность. Под эстетическим
отношением понимается особый вид связи
между субъектом и объектом, когда независимо
от внешнего утилитарного интереса человек
переживает глубокое духовное наслаждение
от созерцания гармонии и совершенства.
Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов, самого человека, а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д.