Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:18, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытия понятия эстетические ценности и искусство.
Достижение указанной цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:
Изучение понятия эстетическое;
Исследования понятий искусство, художественный образ и творчество;
3. Рассмотрение эстетики постмодернизма.
Введение………………………………………………………………………….…….….……..3
Эстетическое как универсальная категория………………………….……….….…….4
Искусство, художественный образ и творчество…………………….………..………7
Эстетика постмодернизма…………………………………….……………….……….11
Заключение………………………………………………………………….…………………..14
Список использованной литературы……………………
В искусстве художественный образ является средством познания окружающей действительности, средством освоения мира, а также средством воссоздания действительности в художественном произведении — в художественном объекте.
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве.
Термин “художественный образ” в его современном толковании и значении получил определение в эстетике Гегеля: “Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа”. Однако этимологически он восходит к словарю античной эстетики, где были слова-понятия (например эйдос), различающие наружный “вид, облик” предмета и светящуюся в нем внетелесную “сущность, идею”, а также более конкретные, однозначные определения из области пластических искусств — “статуя”, “изображение” и т. п. Новоевропейская, прежде всего немецкая классическая эстетика выдвигает на первый план не миметический аспект, а продуктивный, выразительно-созидательный, связанный с творческой активностью художника. Понятие художественного образа закрепляется в качестве некоего уникального способа и результата взаимодействия и разрешения противоречий между духовным и чувственным, идеальным и реальным началами.
Художественному образу свойственны чувственная конкретность, органическая включенность личности автора, целостность, ассоциативность и многозначность. В результате взаимодействия этих свойств создается «эффект присутствия», когда иллюзия живого, непосредственного восприятия вызывает у читателя чувство сопереживания, ощущение собственного участия в событиях. В этом и заключается сила воздействия искусства на человеческую личность, его мысль и фантазию.
Чувственная конкретность образа придает изображаемому явлению наглядность через воссоздание зримых признаков. Когда описываются внешние или внутренние стороны явления с использованием слов, вызывающих наглядные представления, читатель как бы «видит» нарисованную картину в деталях.
Органическая включенность личности автора проявляется в том, что художественный образ несет информацию одновременно и о субъекте, и об объекте познания. Читатель чувствует или понимает отношение автора к данному персонажу, событию, как будто сам присутствует в описываемом месте, сам, «видит» происходящее.
Причем эстетическую эмоцию может вызвать и создаваемое образом представление (пейзаж, лицо, поступок), и сам словесный образ как эстетическая ценность (ритм, аллитерация, рифма и т.д.).
Многозначность
и ассоциативность
Bсе эти свойства художественного образа проявляются не порознь, а вместе и одновременно, что позволяет говорить о его целостности, синтетичности.
Поскольку образ искусства изначально и принципиально не умозрителен, не “теоретичен”, его можно определить как художественную идею, явленную в форме художественного представления, и, стало быть, как воплощение эстетического опыта, в процессе которого человеческая чувственность воспитывает себя на своих же собственных творениях. Образотворчество выступает в искусстве как смыслотворчество, наименование и переименование всего и вся, что человек находит вокруг и внутри себя. Образы искусства наделены самостоятельной и самодостаточной жизнью и потому нередко воспринимаются как реально существующие объекты и субъекты, более того, становятся образцами для сопереживания и подражания.
Многообразие
типов художественных образов обусловлено
их видовой принадлежностью, внутренними
законами развития и используемым “материалом”
каждого из искусств. Словесный, музыкальный,
пластический, архитектурный и т. д. образы
отличаются друг от друга, напр., мерой
соотношения в них чувственного и идеального
(рационального) моментов. В “портретном”
изображении превалирует (или по крайней
мере выходит на первый план) чувственная
конкретность, в символическом образе
доминирует идеальное (мыслительное) начало,
а в типическом (реалистическом) образе
очевидно стремление к их гармоническому
сочетанию. Видовые отличия, своеобразие
образов искусства предметно выражаются
(а во многом и оказываются заданными)
характером “материала” и “языка”, посредством
которых они создаются, воплощаются. В
руках талантливого художника “материал”
не просто “оживает”, но обнаруживает
поистине магическую изобразительно-выразительную
силу в передаче самых тонких и глубоких
мыслей и чувств. Как и из какого “сора”
слов, звуков, красок, объемов возникают
стихи, мелодии, картины, архитектурные
ансамбли — это секрет искусства, который
не поддается полной разгадке.
Постмодернизм (фр. postmodernisme) — широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия XX в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизам можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в т.ч. и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история».
Дискуссии о постмодернизме не ограничиваются обсуждением его философско-эстетических основ, сформулированных постструктурализмом и постфрейдизмом. Не менее животрепещущими являются вопросы определения специфики постмодернизма как феномена культуры; его соотношения с модернизмом, авангардом, неоавангардом, массовой культурой; связь с постиндустриальным обществом, неоконсерватизмом как политическим течением. Полемика ведется и вокруг стилевых особенностей постмодернизма в различных видах искусства с его сознательной ориентацией на эклектичность, мозаичность, пародийное переосмысление традиций. За последнее десятилетие сложился круг исследователей, посвятивших себя изучению различных аспектов постмодернизма в философии, эстетике, культуре и искусстве.
Постмодернизм,
как модный термин, возникнул как художественное
явление в США, сначала в визуальных видах
искусства — архитектуре, скульптуре,
живописи, а также дизайне, видеоклипах.
После чего стремительно распространился
в литературе и музыке. Его теоретическое
осмысление несколько запоздало. Возможно,
это связано с наметившимися тенденциями
«балканизации» эстетической науки, развивающейся после
ухода из жизни ключевых фигур эстетики XX
Типичным признаком постмодернизма является глобальное утверждение изначальных, более важных, чем любые интересы государства, прав человека и зарождающееся релятивистское, гуманное отношение к науке, технике, индустрии и демократии. Это новое отношение выражается в осознании наукой своей ответственности перед требованиями этики; соотнесении технических достижений с идеалами человека и человечности; развитии природоохраняющей, экологичной индустрии; создании подлинно социальной демократии, способной сочетать принципы свободы и справедливости. Все эти требования не укладываются в определение постмодернизма как радикального плюрализма: подлинно постмодернистская парадигма требует большего, чем просто плюрализм, релятивизм и историзм, — основополагающего, базисного консенсуса в отношении основных человеческих ценностей и прав.
Постмодернизм
как широкое культурное течение,
в чью орбиту в последние три десятилетия
попадают философия, эстетика, искусство,
наука, — наиболее характерное свидетельство
мультикультурности, кросскультурности,
транскультурности постиндустриализма.
Процессы формирования постиндустриальной
культуры приобретают в конце века достаточно
отчетливые формы. Их наиболее выраженным
признаком является новый, неклассический
тип приоритетов — технического, а не
социального прогресса; производства информации,
а не вещей; пригородного, а не городского
стиля жизни и типа культуры;
По
широте своего проникновения в различные
сферы культуры постмодернизм сравним
с романтизмом, в период своего расцвета
создавшим собственный стиль в философии,
теологии, науке, искусстве и эстетике.
Постмодернизм — признак современного
мироощущения, хотя далеко не все современное
входит в его культурную ауру. Существующий
риск переоценки значения и влияния постмодернизма,
выражающийся в тотальной реинтерпретации
и концептуальной ревизии всей предшествующей культуры,
чреват хроноцентризмом, искажающим наше видение
прошлого и будущего. Вместе с тем взвешенная
оценка постмодернизма требует констатации
некоторых универсальных трансформаций
современной культуры, происходящих под
его воздействием. К ним относится нарастание
тенденций неопределенности, выражающееся
в открытости, плюрализме, эклектизме,
неортодоксальности,
В
эстетической сфере такого рода переориентации
связаны с тенденциями включения в постмодернистский
артефакт философско-эстетической рефлексии,
растворения художественного в эстетическом.
Постмодернизм ближе к эстетике, чем к
искусству, это «симультанная», «сдвоенная», «махровая»
эстетика, сочетающая постартефакты, параэстетику
и метаповествование. Акцент при этом
переносится с экспрессии на коммуникацию,
включенность во многие художественные
и внехудожественные игры, эстетический
полилог. Отвергая иерархические концепции
элитарной и массовой культуры как анахронизм,
постмодернистская культура ориентируется
на эстетические потребности масс, подчеркивая
примат потребления.
Заключение
В эстетических концепциях XIX-XX вв. преобладает смещение акцентов в сторону интереса к творческой личности. Искусство рассматривается в качестве средства самораскрытия внутреннего мира художника, а также универсального средства общения и осмысления действительности. Проблематика современной эстетической науки широка: в ней представлены эстетическое сознание (как синтез эстетического чувства, эстетического вкуса и эстетической оценки), эстетическая деятельность, самой специфической формой которой является искусство, теоретическое осмысление процессов художественного творчества и восприятия произведений искусства, общие закономерности развития художественной культуры. Эстетические воззрения являются частью собственно философских исследований, искусствоведческих изысканий, явно прослеживаются в произведениях художественной литературы (что особенно характерно для экзистенциальной эстетики).
Появление новой нетрадиционной проблематики, свидетельствует об изменении конфигурации эстетики как науки, что, в свою очередь, вносит дополнительные смыслы, по иному расставляет акценты в уже, казалось, проработанных блоках знаний. В первую очередь, это относится к эстетическому сознанию и его структуре, побуждая обратиться к категориям эстетического отношения, и, особенно, эстетического вкуса, выдвигая перед человеком в первую очередь задачу самовоспитания, а не социализации. Благодаря рационализированному пониманию бессознательного более стереоскопичным стало представление о художественном творчестве, творческом процессе; поворот от семиотики к семантике способствовал активизации интереса к содержательной стороне искусства. Обращенная ко всему многообразию жизненного мира человека, современная эстетика сигнализирует о невозможности понимания искусства как отражения действительности, поскольку оно устремляется к новому синтезу, вовлекая в сферу художественной деятельности мир человеческой повседневности и мир природы, мир техники и мир развлечений, оно стремится преодолеть фрагментарность мира и создать новый универсум.