Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:16, реферат
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — 14—16 века.
Этот период был особенно выражен в таких странах как Италия. Нидерланды. Франция, Германия. Центром возрождения была Италия.
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — 14—16 века.
Этот период был особенно выражен в таких странах как Италия. Нидерланды. Франция, Германия. Центром возрождения была Италия.
Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих.
Периоды эпохи
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Выдающиеся
представители — нидерландский
художник Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), нидерландский
живописец Рогир ван дер Вейден (1399 или
1400—1464), нидерландский живописец Гуго
ван дер Гус, нидерландский живописец
и рисовальщик Питер Брейгель Старший
(1525/1530—1569).
Основные черты философии эпохи Возрождения
( гуманизм, антропоцентризм, пантеизм )
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. обращение
к культурному наследию
2. светский характер культуры ( против церкви )
3. гуманистическое мировоззрение
4. развитие естествознания ( натурфилософия)
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви.
Светский
характер присущ и такому яркому явлению
культуры Возрождения, как гуманизм.
В широком смысле слова гуманизм представляет
собой образ мышления, который провозглашает
идею блага человека главной целью
социального и культурного развития и
отстаивает ценность человека как личности.
Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей.
Гуманисты
вырабатывают новый подход к пониманию
человека, в котором огромную роль
играет понятие деятельности. Ценность
человеческой личности для них определяется
не происхождением или социальной принадлежностью,
а личными заслугами и плодотворностью
ее деятельности.
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, был нанесен развитием естествознания, которое в 16 в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.
Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи (1452-1519), польского астронома, создателя гелиоцентрической системы мира Николая Коперника (1473-1543), немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571-1630), итальянского ученого, одного из основателей точного естествознания Галилео Галилея (1564-1642).
Их теоретические
разработки и экспериментальные
исследования способствовали не только
изменению образа мира, но и представлений
о науке, об отношении между теорией
и практикой.
Наука
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные
изменения произошли и в
Изобразительное искусство
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Художники
Ренессанса: Альберти, Леонардо да Винчи,
Ботичелли, Тициан, Микеланджело, Рафаэль.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).
Архитектура
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция - жемчужина ренессансной архитектуры.
Наибольший
расцвет Ренессансная архитектура
пережила в Италии, оставив после
себя два города-памятника: Флоренцию
и Венецию. Над созданием зданий
там трудились великие
Философия
В XV веке (1459) во
Флоренции возрождается Платоновская
академия в Кареджи.
Философы эпохи
Возрождения
* Николай Кузанский
* Леонардо Бруни
* Марсилио Фичино
* Пико делла Мирандола
* Лоренцо Валла
* Манетти
* Пьетро Помпонацци
* Жан Боден
* Монтень
* Томас Мор
* Эразм Роттердамский
* Мартин Лютер
* Кампанелла
* Джордано Бруно