Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — 14—16 века.
Этот период был особенно выражен в таких странах как Италия. Нидерланды. Франция, Германия. Центром возрождения была Италия.

Работа содержит 1 файл

Эпоха Возрождения.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Эпоха Возрождения

      Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные  хронологические рамки эпохи  — 14—16 века.

      Этот  период был особенно выражен в  таких странах как Италия. Нидерланды. Франция, Германия. Центром возрождения  была Италия.

      Термин "Возрождение", означавший возврат  к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих.

      Периоды эпохи

    1. Раннее Возрождение

      Период  так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время  с 1420 по 1500 года.

    1. Высокое Возрождение

      Второй  период Возрождения — время самого пышного развития его стиля —  принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр  тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II.

    1. Северное Возрождение

      Период  Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с  Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

      Выдающиеся  представители — нидерландский художник Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), нидерландский живописец Гуго ван дер Гус, нидерландский живописец и рисовальщик Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569). 

Основные  черты философии  эпохи Возрождения

( гуманизм, антропоцентризм, пантеизм )

Отличительные черты идеологии Возрождения:

1. обращение  к культурному наследию античности.

2. светский характер культуры ( против церкви )

3. гуманистическое  мировоззрение

4. развитие естествознания ( натурфилософия)

     Эпоха Возрождения – это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и  отношении к нему. Возникает  убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности  в общественной жизни.

      В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное  наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям.

      Одной из характерных черт духовной атмосферы  этого времени стало заметное оживление светских настроений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви.

      Светский  характер присущ и такому яркому явлению  культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который  провозглашает идею  блага человека главной целью  социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. 

      Гуманизм  переменил точку зрения. Человек  был поставлен в центр как  существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей.

      Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию  человека, в котором огромную роль  играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. 

      Не  менее  сокрушительный удар по схоластическому  мировоззрению и церкви, чем гуманистическая  мысль, был нанесен развитием  естествознания, которое в 16 в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.

      Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм  средневекового мышления, понимали мир  как органическую связь материи  и духа.

      Стремление  к углубленному  и достоверному познанию природы нашло отражение  в творчестве итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи (1452-1519), польского астронома, создателя гелиоцентрической системы мира Николая Коперника (1473-1543), немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571-1630),  итальянского ученого, одного из основателей точного естествознания Галилео Галилея (1564-1642).

            Их теоретические  разработки и экспериментальные  исследования  способствовали не только  изменению образа мира, но и  представлений  о науке, об отношении между теорией  и практикой. 
 

 

       Наука

      Развитие  знаний в XIV—XVI веках существенно  повлияло на представления людей  о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

      Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и  Никколо Макиавелли исторические и  политические процессы впервые стали  рассматриваться как результат  взаимодействия различных групп  людей и их интересов. 

      Изобразительное искусство

      Для живописи и ваяния эпохи Возрождения  характерно сближение художников с  природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

      Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

      Художники Ренессанса: Альберти, Леонардо да Винчи, Ботичелли, Тициан, Микеланджело, Рафаэль. 

      Литература  Возрождения опиралась на две  традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

      С эпохой Возрождения связано появление  национальных литератур — в отличие  от литературы средних веков, создававшейся  преимущественно на латыни.

      Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

 

       Архитектура

      Главное, чем характеризуется эта эпоха  — возвращение в архитектуре  к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

      Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция - жемчужина ренессансной архитектуры.

      Наибольший  расцвет Ренессансная архитектура  пережила в Италии, оставив после  себя два города-памятника: Флоренцию  и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы  — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие. 
 

Философия

В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи. 

Философы эпохи  Возрождения 

    * Николай  Кузанский

    * Леонардо  Бруни

    * Марсилио  Фичино

    * Пико  делла Мирандола

    * Лоренцо  Валла

    * Манетти

    * Пьетро  Помпонацци

    * Жан  Боден

    * Монтень

    * Томас  Мор

    * Эразм  Роттердамский

    * Мартин  Лютер

    * Кампанелла

    * Джордано  Бруно


Информация о работе Эпоха Возрождения