Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:58, контрольная работа
Эпоха Возрождения — это период перехода от средневековья к Новому времени, который охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы.
Центральной проблемой философии
Кузанца является проблема соотношения
Бога и мира. «Рациональному» обоснованию
средневекового теоцентристского богословия
в духе Августина или Фомы Аквинского,
Николай Кузанский
В этом подходе заметен уход от религиозной персонификации Бога, от упрощенных антропоморфных представлений о нем. Это уже не религиозный Бог, это философский Бог, философская идея, характеризующая первоначало всего сущего.
Николай Кузанский - отвергает терминологию Священного Писания. Он ставит проблему Бога как философскую проблему. В ней речь идет о соотношении конечного мира, мира вещей с их бесконечной сущностью. Постижение бесконечного бытия рассматривается в соотношении с бытием конечным. А это и есть философский статус проблемы.
При трактовке перехода
от Бога к миру Николай Кузанский
отказывается от понятия единовременного
акта творения. Он не употребляет также
неоплатонического понятия «
От позднейшего
Вселенная есть развертывание
божественного первоначала. И это
вечное развертывание и есть ее развитие.
Такой подход тоже является подлинно
революционным. Схоластической картине
мира, где сотворенный в пространстве
и времени мир конечен и
неизменен как акт
Человеческая природа
рассматривается Николаем Кузанским
как результат наиболее значительного,
высшего божественного
Возможность познания человеком мира не ограничивается трактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самой природе человеческого ума, в его практической деятельности. Так же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Николай Кузанский, по сути, закладывает основы философской гносеологии - теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия.
Заключение
Завершая рассмотрение философских
исканий эпохи Возрождения, необходимо
отметить неоднозначность оценок ее
наследия. Несмотря на общее признание
уникальности ренессансной культуры в
целом, этот период долгое время не
считался оригинальным в развитии философии
и, следовательно, достойным выделения
в качестве самостоятельного этапа
философской мысли. Однако двойственность
и противоречивость философского мышления
этого времени не должна умалять
его значения для последующего развития
философии, ставить под сомнение
заслуги мыслителей Ренессанса в
преодолении средневековой
Английский философ и моралист А.Шефтсбери (1671 - 1713) как-то заметил: всякий конфликт между двумя сферами жизни говорит либо о том, что общество несовершенно, либо несовершенстве человека в себе самом.
Возрождение
утвердилось в дуализме индивидуального
и общественно-
Эпоха Возрождения - один из
наиболее плодотворных этапов развития
европейской истории. Возрождение -
точка выбора в историческом процессе,
когда ищутся новые пути интеллектуального
и цивилизационного развития. Мыслители,
с одной стороны, возвращаются к
классическому античному
Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества.