Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:55, реферат
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. XIV-XVII вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Всё это рождает новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения.
Эпоха Возрождения
(Ренессанса), охватывает период с XIV по
начало XVII вв., приходится на последние
столетия средневекового феодализма.
XIV-XVII вв. - переходная эпоха от феодализма
к капитализму, это время географических
открытий, торговли, личной предприимчивости,
высвобождения человека от сословных
ограничений. Всё это рождает
новое качество культуры, известное
под названием гуманизма, возрождения.
Понятие «гуманизм» появляется в
середине XV в. И означает то, что Цицерон
и Тацит в свое время выразили
термином «humanitas»-человеческий, человечный,
образованный, т.е. качества свободного
гражданина, необходимые для активного
участия в жизни общества. Разрушение
цеховокорпоративной структуры
способствовало возникновению светской
интеллигенции. Она складывается из
купцов, знати, юристов, преподавателей,
даже из ремесленников и крестьян.
Так появляются кружки гуманистов,
не связанных с университетами, где
преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты
не связаны определенной профессией.
Они представляют новую аристократию-«
Эпоха Возрождения
- это переворот в первую очередь
в системе ценностей, в оценке
всего сущего и отношению к
нему. Возникает убеждение в том,
что человек - высшая ценность. Такой
взгляд на человека обусловил важнейшую
черту культуры Ренессанса – развитие
индивидуализма в сфере мировоззрения
всестороннее проявление индивидуальности
в общественной жизни. В формировании
ренессансного мышления огромную роль
сыграло античное культурное наследие.
Следствием возросшего интереса к классической
культуре стало изучение античных текстов
и использование языческих
Особое место
в духовной культуре этого времени
занимает философия. Важнейшая особенность
философии Возрождения-
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения-антропоцентризм. Человек-не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
Последним хронологическим
периодом Возрождения является эпоха
Реформации, завершая этот этап величайший
прогрессивный переворот в
Реформация-это
широкое религиозное и
Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.
Процесс преодоления
средневековой схоластики в принципе
осуществлялся двумя путями: с
одной стороны, через Ренессанс,
а с другой-через европейскую
реформацию. Оба течения отличаются
друг от друга способами критики
средневековой схоластики, однако оба
они выражают необходимость уничтожения
средневековой философии и
Эпоха Возрождения и Реформации определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Страны Западной и Центральной Европы достигли такого идейного и политического развития, когда передовые мыслители того времени стали задумываться о справедливом устройстве общества. Они сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество- это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих-это общество далекого будущего.
К вопросам устройства государства обращались многие философы эпохи Возрождения. Возникают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Николо Макиавелли и Франческо Гвиччардини и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.