Эпикур

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 05:48, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы исследовать философию Эпикура.
Исходя из данной цели можно выделить следующие задачи:
проанализировать жизнь и сочинения Эпикура;
определить задачу философии Эпикура;
каноника, физика, атеизм Эпикура;
воззрения на происхождение языка;
привести примеры афоризмов Эпикура.

Работа содержит 1 файл

Эпикур.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько  судьбой в нем человека, не столько  загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях  и бурях жизни человек может  обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру.

Предметом контрольной работы является атомистическое учение Эпикура, как выдающегося представителя эпикуреизма.

Это философское  направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев  интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Материализм должен был подвергнуться в философии  глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер философии  чисто теоретической, созерцательной, только постигающей действительность, и стать учением, просвещающим человека, освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений и чувств. Именно такому преобразованию подвергся атомистический материализм у Эпикура.

Цель контрольной  работы исследовать философию Эпикура.

Исходя из данной цели можно выделить следующие задачи:

  • проанализировать жизнь и сочинения Эпикура;
  • определить задачу философии Эпикура;
  • каноника, физика, атеизм Эпикура;
  • воззрения на происхождение языка;
  • привести примеры афоризмов Эпикура.

 

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

Эпикур (342/341—271/270 до н.э.) — великий др. материалист, последователь Демокрита и продолжатель его атомистического учения.

Его отец - афинянин Неокл, переселившийся на остров Самос  в качестве афинского клеруха, учитель  словесности. Эпикур родился в 341 г. и рано начал изучать философию. Как и его отец, он был школьным учителем и изучать философию стал после того, как в его руки попали сочинения Демокрита. Учителем Эпикура в философии был последователь Демокрита Навзифан, о котором Эпикур впоследствии дурно отзывался, а также академик Памфил.

В 18 лет он впервые  явился в Афины, и, возможно, слушал там тогдашних афинских знаменитостей  — Аристотеля, академика Ксенократа. Достигнув 32-летнего возраста, будучи энергичной и творческой личностью, Эпикур привлек к себе многих мыслящих людей и образовал свою школу сначала на острове Лесбос в Митилене , а затем в Лампсаке. Со своими друзьями и учениками в 306г. до н.э. он прибывает в Афины и покупает уединенный сад с домом и поселяется там вместе со своими учениками. Отсюда возникло впоследствии само название школы «Сад Эпикура» и прозвище эпикурейцев — философы «из садов». Так возникла знаменитая школа античности, под названием «Сад Эпикура»1.

В своем "Саду" Эпикур провел вторую половину своей  жизни, изредка выезжая в ее филиал в Лампсак. У Эпикура всячески поддерживался культ дружбы, так как "из того много , что приносит мудрость для счастья, главный дар - дружба. Жизнь в "саду" была скромной и неприхотливой. Эпикур, как и все состоятельные эллины, был рабовладельцем, но он относился к своим рабам кротко, некоторые его рабы даже участвовали в философских занятиях.

Эпикур —  один из плодовитейших философских  писателей античности. Ему принадлежало около 300 папирусных свитков ("книг.

2. ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ

Философию Эпикур понимает и определяет как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. «Пусты слова того философа, — писал Эпикур, — которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души».2 Таким образом, для Эпикура Занятия философией - путь к счастью, это вполне согласуется с общей этической направленностью эллинистической философии.

По Эпикуру, человек даже вовсе не испытывал  бы потребности в изучении природы, если бы его не страшили смерть и  небесные явления. «Если бы нас нисколько  не беспокоили подозрения относительно небесных явлений и подозрения относительно смерти, будто она имеет к нам какое-то отношение, — писал он, — то мы не имели бы надобности в изучении природы».

Цель философии  Эпикура — не чистое умозрение, не чистая теория, а просвещение людей. Но это просвещение должно основываться на учении Демокрита о природе, должно быть свободно от допущения в природе каких бы то ни было сверхчувственных начал, должно исходить из естественных начал и из причин, открываемых в опыте.

Философия делится  на три части3. Главная из них — этика, содержащая учение о счастье, об его условиях и о том, что ему препятствует. Вторая ее часть, предшествующая этике и ее собой обосновывающая, — физика. Она открывает в мире его естественные начала и их связи и тем самым освобождает душу от гнетущего страха, от веры в божественные силы, в бессмертие души и в тяготеющий над человеком рок, или судьбу. Если этика есть учение о цели жизни, то физика — учение о естественных элементах, или началах, мира, об условиях природы, посредством которых эта цель может быть достигнута.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ФИЛОСОФИИ ЭПИКУРА

3.1 Каноника  Эпикура

Однако без  познания природы невозмутимость невозможна. Отсюда необходимость физики. Но существует и условие самой физики. Это знание критерия истины и правил ее познания. Без этого знания невозможна ни разумная жизнь, ни разумная деятельность. Эпикур называет эту часть философии «каноникой»4. Ей он посвятил особое сочинение, в котором указал критерии истины. Это восприятия, понятия (общие представления) и чувства.

Восприятиями  Эпикур называл чувственные восприятия предметов природы, а также образы фантазии. И те и другие возникают в нас вследствие проникновения в нас образов, или «видиков» вещей.

По виду они  подобны твердым телам, но далеко превосходят их по тонкости: «существуют  очертания (отпечатки, оттиски), подобные по виду плотным телам, но по тонкости, далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию. Ибо возможно, что такие истечения могут возникать в воздухе, что могут возникать условия, благоприятные для образования углублений и тонкостей, и что могут возникать истечения, сохраняющие соответствующее положение и порядок, которые они имели и в плотных телах. Эти очертания мы называем образами. Затем... образы имеют непревосходимую тонкость... непревосходимую быстроту, ибо всякий путь для них — подходящий. Кроме того... возникновение образов происходит с быстротою мысли, ибо течение (атомов) с поверхности тел непрерывно, но его нельзя заметить посредством (наблюдения) уменьшения (предметов) вследствие противоположного восполнения (телами того, что потеряно). Течение образов сохраняет (в плотном теле) положение и порядок атомов на долгое время, хотя оно, (течение образов), иногда приходит в беспорядок. Кроме того, в воздухе внезапно возникают сложные образы...»5

Все предметы существуют как бы двояко: сами по себе, первично, и вторично - в качестве постоянно истекающих от них тончайших вещественных образов, "идолов". Эти "идолы" существуют так же объективно, как и сами испускающие их вещи. Непосредственно мы живем не среди самих вещей, а среди их образов, которые постоянно теснятся вокруг нас, отчего мы и можем вспомнить отсутствующий предмет: вспоминая, мы просто обращаем внимание на образ предмета, который существует объективно. Образы эти истекают, или отслаиваются, от вещей. Здесь возможны два случая.

В первом случае образы отслаиваются в определенной устойчивой последовательности и сохраняют тот порядок и то положение, какое они имели в твердых телах, от которых они отделились. Эти образы проникают в органы наших чувств, и в таком случае возникает чувственное восприятие.

Во втором случае образы носятся в воздухе изолированно, наподобие паутины, а затем проникают  в нас, но уже не в органы чувств, а в поры нашего тела. Если при  этом они переплетаются, то в результате таких восприятии в сознании возникают  единичные представления вещей.

Понятия, или, по сути дела, общие представления, возникают  на основе единичных представлений. Их нельзя отождествлять ни с логическими, ни с врожденными представлениями. Будучи очевидным, восприятие, так же как и общее представление, всегда истинно и всегда верно отражает действительность. Даже образы фантазии, или фантастические представления, этому не противоречат, и они отражают действительность.

Поэтому именно чувственные восприятия и общие  представления оказываются, в конечном счете, критериями знания. Все критерии, кроме ощущения, у Эпикура вторичны. По его мнению, "предвосхищающим" ощущения знанием является знание, которое уже было некогда получено нами из ощущений. Т.о., это знание предвосхищает не ощущения, не опыт вообще, а лишь новый опыт, позволяя лучше ориентироваться в окружающем нас мире, узнавать сходные и различные между собой предметы.

Заблуждение (или  ложь) возникает вследствие суждения, или мнения, которое утверждает что-либо как действительность, принадлежащую  якобы самому восприятию, хотя это на деле не подтверждается восприятием или опровергается другими положениями. Согласно мнению Эпикура, источник такого заблуждения, или ошибки, в том, что мы относим в нашем суждении наше представление не к той действительности, с которой оно связано.

Так происходит, например, когда мы относим фантастическое представление кентавра, возникшее  вследствие сочетания или переплетения образов человека и коня, к действительности, воспринимаемой органами наших чувств, а не к образу, или «видику» (эйдосу), проникшему в поры «нашего тела и сплетенному из частей коня и человека».

Таким образом, чувства не ошибаются - ошибается  разум, и это значит, что теория познания Эпикура страдает абсолютизацией сенсуализма, так как он даже утверждает, что видения безумцев и спящих тоже истинны.

 

3.2. Физика Эпикура

 

Согласно данным выше пояснениям, этика Эпикура требует  для себя опоры в материалистической, независимой от религии и мистики, физике.

Такой физикой  оказался для него атомистический материализм Демокрита, который он принимает с некоторыми изменениями. В письме к Геродоту он принимает как исходные два недоступных чувствам физических положения: 1) "Ничто не происходит из несуществующего: (если бы это было так все происходило бы из всего, нисколько не нуждаясь в семенах. И (наоборот), если бы исчезающее погибало, (переходя) в несуществующее, то все вещи были бы уже погибшими, так как не было бы того, во что они разрешались бы"; 2) "Вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому, что нет ничего, во что она изменяется: ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение.6"

Чтобы объяснить  движение, Левкипп и Демокрит приняли, наряду с телесным бытием, небытие, или пустоту. Учение это принял также и Эпикур: он также утверждает, что вселенная состоит из тел и пространства, т. е. пустоты. Существование тел удостоверяется ощущениями, существование пустоты тем, что без пустоты невозможным было бы движение, т.к. предметам некуда было бы двигаться. " Вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, свидетельствует ощущение людей, на основании которых необходимо судить мышлением о сокровенном. А если бы не было того, что мы называем пустотой, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться..."

Так же следует  Демокриту Эпикур и в учении, что  тела представляют или соединения тел, или то, из чего образуются их соединения. Соединения образуются из весьма малых неделимых, плотных тел, которые различаются не только, как у Демокрита, по форме и по величине, но также и по весу.

Утверждая неделимость атомов, Эпикур, как и Демокрит, отрицал  бесконечную делимость тел. Именно допущение такой делимости было основой для доводов, выдвинутых учеником Парменида, элеатом Зеноном. Одновременно Эпикур допускает минимальные, или наименьшие, части атомов и отличает физическую неделимость атома от математической неделимости.

Существенная характеристика атомов их движение. Они вечно движутся через пустоту с одинаковой для всех быстротой. В этом движении некоторые атомы находятся на большой дистанции один от другого, другие же сплетаются друг с другом и принимают дрожательное, колеблющееся движение.

Физика Эпикура должна, по его убеждению, обосновать возможность свободы воли и вменения людям их поступков. «В самом деле, — рассуждал Эпикур, — лучше было бы следовать мифу о богах, чем быть рабом судьбы физиков: миф дает намек на надежду умилостивления богов посредством почитания их, а судьба заключает в себе неумолимость»7.

Эпикур создает в физике обосновывающее этот принцип учение о свободном отклонении атома от происходящего в силу необходимости прямолинейного движения.8

Гипотезу самоотклонения атомов Эпикур вводит для объяснения столкновений между атомами. Если бы атомы не отклонялись от своих  прямых путей, то не было бы возможным ни столкновение их, ни столкновение образованных из них вещей. Для самоотклонения не существует никаких внешних причин, оно происходит в атомах совершенно спонтанно.

Следуя этим принципам атомистической физики, Эпикур строит картину мира, или космологию. Вселенная не имеет границ ни по числу населяющих ее тел, ни по пустоте, в которой они пребывают и движутся. Число миров, образующихся во, вселенной, безгранично, так как «И по количеству тел, и по величине пустоты Вселенная безгранична. Ибо если бы пустота была безгранична, а тела ограничены, то тела нигде не останавливались бы, но неслись бы рассеянные по безграничной пустоте, потому что не имели бы других тел, которые поддерживали бы их и останавливали бы обратными ударами. А если бы пустота была ограничена, то безграничные тела не имели бы места, где остановиться. Далее, миры безграничны. Ибо атомы, число которых безгранично, как только что было доказано, несутся даже очень далеко. Ибо такие атомы, из которых может образоваться мир и которыми он может быть создан, не израсходованы ни на единый мир, ни на ограниченное число миров, как тех, которые таковы. Поэтому нет ничего, что препятствовало бы (признанию) безграничного числа миров».

Информация о работе Эпикур