Эмпиризм и рационализм в познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение вопроса о проблеме оснований знания в классическом рационализме и эмпиризме.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новая философия в самом своем истоке разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм. Выделяя суть во взглядах эмпириков и рационалистов, можно дать следующие определения этих направлений.

Эмпиризм — течение новоевропейской философии, представители которого по вопросу об источнике наших знаний выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений человека. Сторонниками эмпирической модели теории познания были такие известные философы как: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИРОДА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА 4
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 5
ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 6
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет»

Кафедра философии 
 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

ТЕМА: «ЭМПИРИЗМ  И РАЦИОНАЛИЗМ В ПОЗНАНИИ» 
 
 
 
 

Выполнил: студент ИЭиУ

специальности «Финансы и кредит»

группы 2009-3-060400

Перминова Н.Ю.

Проверил: Штайн О.А. 

Ижевск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                        3
  2. ПРИРОДА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА                                                4
  3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА                                                  5
  4. ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ                                                   6
  5. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ                        12
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                18
  7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                      19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Целью данного реферата является рассмотрение вопроса о проблеме оснований знания в классическом рационализме и эмпиризме.

     Актуальность данной тематики  обусловлена тем, что новая  философия в самом своем истоке  разделилась на два направления:  эмпиризм и рационализм. Выделяя суть во взглядах эмпириков и рационалистов, можно дать следующие определения этих направлений.

       Эмпиризм — течение новоевропейской  философии, представители которого  по вопросу об источнике наших  знаний выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений человека. Сторонниками эмпирической модели теории познания были такие известные философы как: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704).  
      Рационализм, наоборот, — течение, представители которого разрабатывали теории, обосновывающие положение, что через органы ощущений истинные знания поступать не могут, и все знания имеют своим источником исключительно ум человека. Основоположниками рационалистической концепции теории познания были Рене Декарт (1596-1650), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Вильгельм Лейбниц (1646-1716), Иммунуил Кант (1724-1804), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

   В данной работе будут рассмотрены  основные психические функции человека; познавательные способности человека; эмпирическая и рационалистическая теории познания. 
 
 

  1. ПРИРОДА ПСИХИЧЕСКИХ  ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА.

     Отличие человека от природы  изначально определяется его  психикой. Животные тоже обладают  психикой, но лишь ее низшими формами. Какова же природа психического? Она весьма своеобразна. Психическое не существует в виде отдельного предмета, чего-то такого, что можно сфотографировать, взвесить, подвергнуть рентгеновскому анализу. Психическое идеально, то есть нематериально. Вместе с тем психическое не существует без своего материального носителя, головного мозга.

   Идеальная природа психического, его связь, да еще к тому  же неоднозначная, с мозгом  как своим носителем характеризуют  своеобразие психического. Для выражения природы психического из числа метафилософских категорий лучше всего подходит категория знака, символа. Психическое – это косвенно-символическое, знаковое отображение человеком воспринимаемого им мира, опирающееся на психологические процессы и структуры нервной системы. Психика человека выступает как множество процессов и состояний, которые символически представляют внешний мир.

    Так как специфика человека  изначально определяется его  психикой, а она имеет символическую  природу, то есть специфически человеческое имеет символическое содержание. Человек – это символическое существо. Именно в качестве символического существа человек действует, мыслит, чувствует. Разумеется, психика человека во многом определяется социальными обстоятельствами.

   В своей относительной самостоятельности человек выступает субъектом, которому противостоит объект. Естественно, возникает вопрос о познании человеком окружающего мира. Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

      Действия человека в познавательной  ситуации зависят от условий  познания, которые можно назвать  познавательным контекстом, последний  включает природно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты. Возможность и успешность познания во многом определяется так же средствами познания, к которым относятся познавательные способности человека и материально-технические средства, созданные человеком.

    Познавательные способности –  это индивидуальные качества  человека: ощущения, представления,  восприятия, разум, воля, интеллект,  талант, интуиция, память, воображение.  Познавательные способности часто  называют источниками познания.  

Ощущения  – переработанный в коре головного  мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека.

Представление – чувственный образ ранее  воспринимаемого предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления.

Восприятие  – целостный образ предмета, непосредственно  воздействующего на органы чувств.

Память  – свойство нервной системы, связанное  со способностью хранения и воспроизведения  информации о прошлом.

Воображение – способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся.

Логическое  мышление – способность к абстрактному, обобщенному и опосредствованному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений и теорий.

Интеллект – высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижении сущности предметов познания, первичных принципов.

Интуиция  – непосредственное постижение истины при помощи прямого усмотрения.

Воля  – способность к выбору цели и  ее достижению.

Талант  – данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области.

    В теории познания принято  различать источник познания  принято различать источник познания  – органы чувств и логическое  мышление (разум, рассудок), субъект  познания, наделенный только что названными общими способностями, и объект познания.

  1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ.

     В качестве цели познания часто рассматривают абсолютно достоверное знание, это "идеал знания", позволяющий выявить критерии научности.

История философии дает нам два основных подхода к проблеме познания:

определяющей  является чувственная ступень познания, разум обладает относительной самостоятельностью; 
определяющей является рациональная ступень познания.

Эти подходы  разделяют два крупных философских направления: эмпиризм и рационализм. Они расходятся в понимании опыта, знания и по-разному решают проблему врожденных идей.

Согласно  эмпиризму, первой и главной частью опыта являются результаты деятельности органов чувств. При этом предмет  познания является активным началом, а субъект познания пассивен, занимает созерцательную позицию. Его познавательные возможности зависят от его познавательных способностей - насколько точно и в каком объеме он может воспринимать информацию о внешнем мире. Второй частью опыта являются результаты деятельности разума (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и пр.). Рациональная деятельность сводится к комбинированию материала, поставляемого органами чувств, и не дает и принципиально нового знания.

Рассмотрим  основные понятия, относящиеся к рациональной ступени познания.

Анализ - способ мысленного расчленения объекта  познания на части с целью выявления  его структурных элементов и  отношений между ними.

Синтез - понятие, противоположное анализу, характеризующее соединение различных элементов в единое целое.

Аналогия - способ рассуждения, при котором  конкретному предмету присваиваются  признаки, ранее у него отсутствовавшие, на основании его сходства с другим предметом.

Дедукция - логический способ рассуждения, пользуясь  которым из истинных посылок при строгом соблюдении правил логики с необходимостью получают истинное заключение.

Индукция - логический способ рассуждения, при  помощи которого из частного знания получают общее.

      Понимание знания как описания результатов воздействия внешнего мира на органы чувств и как внутреннего состояния сознания, а также абсолютизация роли эмпирической ступени познания часто являются причиной скептицизма, теоретико-познавательная установка которого - принципиальное сомнение в достоверности знания, получаемого с помощью органов чувств. Скептицизм апеллирует к здравому смыслу и гносеологическому психологизму на основании следующих аргументов.

1. Аргумент  от количественного разнообразия  мира.

2. Аргумент  от разнообразия людей. 

3. Аргумент от ощущений.

4. Аргумент  от состояния человека.

      Скептицизм подчеркивает ненадежность органов чувств, их зависимость от окружающих условий, обычаев, традиций и рекомендует воздерживаться от суждений о внешнем мире.

      Представители эмпиризма главным источником познания признают органы чувств человека, рассматривая рациональные способности лишь как средство для обработки чувственных данных. Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Пределы творческой активности разума ограничены тем материалом, который уже дан при помощи органов чувств.

     Важнейшим структурным элементом в эмпирической модели познания выступает опыт. Опыт основан на восприятиях, образах, полученных в результате деятельности органов чувств. Знание о внешнем мире называется при этом ощущениями, или внешним чувством. Содержанием знания в данном случае являются свойства тел, определяемые по их воздействию на органы чувств. Наши чувства подобны приборам наблюдения (телескопу, микроскопу, подзорной трубе), направленным на объект наблюдения. Мы не знаем, как может повести себя внешний мир, поэтому занимаем как бы выжидательную позицию, ждем информационного сигнала от мира, наши чувства всегда настроены на восприятие таких сигналов. Поскольку у разных людей порог восприятия действительности различен, знание, получаемое таким образом, не является одинаковым.

     Второй составляющей частью опыта является знание о субъективном мире, о деятельности нашего мышления (нашей души). Оно достигается при помощи рефлексии, разума, рассудка. Иногда это называют внутренним чувством. Здесь знанию доступны явления, возникающие и без деятельности органов чувств (припоминание, анализ, синтез, обнаружение сходства, аналогия, различные типы логических выводов, мысленный эксперимент, обнаружение противоречий между мыслями и т.п.).

      Понятие опыта является определяющим для эмпирических концепций теории познания, и прежде всего в связи с проблемой существования подлинной реальности - основы нашего познания, в которой мы не имеем права сомневаться. Именно опыт делает наше познание убедительным, достоверным, выводит его на высокий теоретический уровень.

      Какое же знание о внешнем мире получаем мы при помощи восприятий? Мы воспринимаем белый цвет снега, зеленый цвет первой весенней травы, узнаем различные предметы, отличаем их друг от друга. Но принадлежат ли наблюдаемые качества реальным предметам или являются свойствами образов предметов (идей, ощущений)? Иными словами, объективны они или субъективны, относятся к внешнему миру или к миру нашего сознания? Можно ли, например, говорить о том, что белизна есть свойство снега, что физическая природа снежинок, нагроможденных в сугробы, обладает свойством белизны? Ясно, что физическое устройство мира не может обладать качествами человеческого восприятия его. В лучшем случае мы можем сказать, что мир устроен таким образом, что после его воздействия на наши органы чувств мы получаем восприятия, которые называем определенными качествами, и закрепляем за ними конкретные наименования.

Информация о работе Эмпиризм и рационализм в познании