Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 18:01, доклад
Биография Ф.Бекона и его философские взгляды.
Френсис Бекон
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, сэра
Николаса Бэкона. Образование Френсис Бекон получил в Кембридже.
Желая
подготовить сына к
отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он приобщается к составу
английского посольства. Но смерть отца в феврале 1579 г. заставляет
Бэкона возвратиться в Англию, как младший сын он получает скромное
наследство и теперь вынужден серьёзно задуматься о своём будущем положении.
Бэкон поступает в юридическую корпорацию Грейс-Инк.
Между тем юриспруденция была далеко не главным предметом интересов
широко образованного и честолюбивого молодого юриста. В 1597 г. вышли в свет
произведения, принесшие Бэкону литературную известность, - томик небольших
эссе на религиозные, моральные и политические темы. Во время правления Якова I Стюарта, Бэкона жалуют званием рыцаря, он назначается штатным королевским адвокатом, а через пять лет получает должность высшего юрисконсульта короны.
Эти же годы ознаменовались и подъёмом его философско-литературного
творчества. В 1605 г. Бэкон публикует трактат “О значении и успехе знания,
божественного и человеческого”, в котором обосновал великую роль наук для
жизни людей и набросал идею их классификации. В 1609 г. вышел его сборник оригинальных толкований античных мифов “О мудрости древних”. В 1612 г. Им были закончены “Описание интеллектуального мира” и “Теория неба”.
Фрэнсис Бэкон явился родоначальником эмпиризма. Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт) - философское направление, видящее в опыте единственный источник познания. Бекон настаивает на том, что возрождать следует не те или иные учения древних, а дух смелого поиска, особенно проявившийся в творчестве мыслителей до сократовского периода. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Нужно возродить сам естественный разум, который затемнен в настоящее время заблуждениями-идолами. Идолы - это различного рода предрассудки, которыми обременено сознание человека. Существуют, по Бэкону, идолы пещеры, идолы театра, идолы площади и,
наконец, идолы рода. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями
людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями,
воспитанием и т.д. Источник призраков театра - вера в авторитеты, мешающая
людям без предубеждения самим исследовать природу. Нелегко победить
также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее
использование языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все
предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым
опять-таки оказываемся в плену заблуждений. Однако самым опасным
оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой
сущности, в чувствах и в разуме человека и освободиться от них
всего труднее. Разум, очищенный от заблуждений, опираясь на специально проводимые эксперименты, используя правила индуктивного (от частного к общему)вывода, способен дать полную и полезную практически картину мира.
Наука - средство, а не цель сама по себе; её миссия в том, чтобы
познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений
для блага людей. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: ”Знание - сила”, в котором отразилась практическая направленность новой науки. Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах,
а в поле, в мастерской. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.
В широком смысле слова философия, по Бэкону, это система всех опытно-
рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека
(другой способности - памяти - соответствует история, воображению -
поэзия). В узком смысле слова философия - учение о видах знания и их
соотношении, учение о методе познания.
Бэкон чётко отличает религию от философии. Первая покоится на сверхъестественном откровении, вторая - на данных органах чувств. В
философии даже основные начала подвергаются обсуждению и проверке, тогда
как в религии основные начала устанавливаются авторитетом.
По убеждению английского философа, для того чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку, необходимо, в корне изменить научные
методы исследования. В средние века, да и в античности, наука, говорит
Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методом. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы.
Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть
должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой
метод носит название индуктивного.
Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная
индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается
присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не очень велика.
Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе
наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего
класса данных явлений. В основе неполной индукции лежит заключение по
аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает
строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по
возможности более строгим и тем самым создать “истинную индукцию”, Бэкон
считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определённый
вывод, но и факты, опровергающие его.
Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами:
перечислением и исключением, причём главное знание имеют именно исключения.
Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное
явление, а затем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо
признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует,
когда этого явления нет, то этот признак можно считать “формой”, или
“природой”, данного явления. С помощью своего метода Бэкон, например,
нашёл, что “формой” теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Творчество Бэкона оказало сильное влияние на ту общую духовную атмосферу,
в которой формировались наука и философия XVII века, особенно в Англии. Не
случайно бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом
для основателей
Лондонского
новой науки - Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.
Однако нельзя не отметить, что английский философ сделал чрезмерный
акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль
рационального начала в познании, и прежде всего - математики. Поэтому
развитие нового естествознания в XVII веке пошло не совсем по тому пути,
который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни
был отработан, всё же в конечном счёте не может дать всеобщего и
необходимого знания, к которому стремится наука.
1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений в двух
частях. Москва, издательство политической литературы, 1989 г.
2. Философия Учебник для ВУЗов под ред. В.П. Кохановского, Ростов-на-Дону,
“Феникс”,1995 г.
3. Субботин А.Л.
Фрэнсис Бэкон, “Наука”, 1974 г.
http://www.ref.by/refs/90/