Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:59, доклад
Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:
• Однозначность цели, замысла
• Системность в методах наблюдения
• Объективность
• Возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.
Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной величины к другой, принятой за эталон.
Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
Категория: Вопросы и ответы по философии
Наблюдение
– это преднамеренное и целенаправленное
восприятие явлений и процессов без прямого
вмешательства в их течение, подчиненное
задачам научного исследования. Основные
требования к научному наблюдению следующие:
• Однозначность цели, замысла
• Системность в методах наблюдения
• Объективность
• Возможность контроля либо путем повторного
наблюдения, либо с помощью эксперимента.
Важное место в процессе наблюдения занимает
операция измерения. Измерение - есть определение
отношения одной величины к другой, принятой
за эталон.
Эксперимент в отличие от наблюдения-
это метод познания, при котором явления
изучаются в контролируемых и управляемых
условиях. Эксперимент осуществляется
на основе теории или гипотезы, определяющих
постановку задачи и интерпретацию результатов.
Различают несколько видов эксперимента:
1. качественный, устанавливающий наличие
или отсутствие предполагаемых теории
явлений.
2. измерительный или количественный, устанавливающий
численные параметры какого-либо свойства
предмета, процесса.
3. особой разновидностью эксперимента
в фундаментальных науках является мысленный
эксперимент
4. социальный эксперимент, осуществляемый
в целях внедрения новых форм социальной
организации и оптимизации управления.
Сфера социального эксперимента ограничена
моральными и правовыми нормами.
Наблюдение и эксперимент являются источником
научных фактов. Факты – фундамент здания
науки, они образуют эмпирическую основу
науки, базу для выдвижения гипотез и создания
теорий.
Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
Методами
обработки и систематизации знаний
эмпирического уровня прежде всего
являются синтез и анализ. Анализ- процесс
мысленного, а нередко и реального
расчленения предмета, явления на
части(признаки, свойства, отношения).
Процедурой, обратной анализу, является
синтез. Синтез- это соединение выделенных
в ходе анализа сторон предмета в единое
целое.
Индукция- способ рассуждения или
метод получения знаний, при котором общий
вывод делается на основе обобщения частных
посылок. Индукция может полной и неполной.
Дедукция –способ рассуждения или
метод движения знания от частного, т.
е. процесс логического перехода от общих
посылок к заключениям о частных случаях.
Аналогия – прием познания, при котором
наличие сходства, совпадение признаков
нетождественных объектов позволяет предложить
их сходство и в других признаках. Аналогия-
незаменимое средство наглядности, изобразительности
мышления.
Метод моделирования основан на принципе
подобия. Его сущность состоит в том, что
непосредственно исследуется не сам объект,
а его аналог, его заместитель, его модель,
а затем полученные при изучении модели
результаты по особым правилам переносятся
на объект. Моделирование используется
в тех случаях, когда сам объект труднодоступен,
либо его прямое изучение экономически
невыгодно
Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
Формы
научного познания:
проблема, гипотеза,
теория. Эмпирический
и теоретический уровни
научного познания,
их взаимосвязь.
Что же
касается структуры научного познания,
то в нем выделяются два уровня
- эмпирический и теоретический. В
первом случае имеются в виду различные
типы познавательной деятельности ученых,
а во втором -речь идет о типах
психической деятельности индивида в
процессе познания вообще, причем оба
эти типа находят применение и на эмпирическом,
и на теоретическом уровнях научного познания.
Сами уровни научного познания различаются
по ряду параметров:
• по предмету исследования. Эмпирическое
исследование ориентировано на явления,
теоретическое - на сущность;
• по методам исследования. На эмпирическом
уровне - это наблюдение, эксперимент,
на теоретическом - системный подход, идеализация
и т. д. ;
• по характеру добытых знаний. В одном
случае это эмпирические факты, классификации,
эмпирические законы, во втором - законы,
раскрытие существенных связей, теории.
В 17-18 и отчасти в 19 вв. наука еще находилась
на эмпирической стадии, ограничивая свои
задачи обобщением и классификацией эмпирических
фактов, формулированием эмпирических
законов.
В дальнейшем над эмпирическим уровнем
надстраивается теоретический, связанный
со всесторонним исследованием действительности
в ее существенных связях и закономерностях.
При этом оба вида исследования органически
взаимосвязаны и предполагают друг друга
в целостной структуре научного познания.