Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:05, контрольная работа
Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг.) Во Франции — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948). Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.
Введение
Экзистенциализм (от позднелат.exixtentia - существование) — одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Он формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период.
Условно это движение разделяется на два направления: атеистическое (представители - М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное - К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).
Экзистенциализм
– философское выражение
Тип их философствования отличался от академической мысли. Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций. Они ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений предмета ко все более всестороннему и конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм духовного освоения действительности.
Идеи
экзистенциализма, защищали и развивали
многие выдающиеся философы. В
Германии — это Мартин
Их работы отличает, скорее, сюжетность,
художественность. Не случайно категориальные
построения экзистенциалистов свободно
сложились в художественную прозу. Содержательная
сторона их философии заключалась в отказе
от теоретически развитого знания и в
нацеленности на подвижные умонастроения,
ситуационные переживания человека современной
эпохи.
1. Человеческое существование как предмет исследования в философии экзистенциализма. Основные школы и представители
Экзистенциализм, или философия существования (от позднелатинского existentia - существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность.
Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Наиболее крупные представители экзистенциализма в Германии — М. Хайдеггер, К. Ясперс, во Франции — Г. Марсель, Ж-П. Сартр, А. Камю и др., в Италии — Н. Аббаньяно, в США — У. Баррет. «Философия существования» — непосредственная преемница философии Бергсона и Ницше. Свой метод она в значительной мере заимствовала у феноменологии Гуссерля, исходные же идеи взяты из сочинений датского мистика С. Кьеркегора.
Экзистенциализм выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражений на языке понятий. Поскольку экзистенциализм отталкивается от человеческого бытия, он разрабатывает, углубляет философское понимание человека, его сущности существования. В этом отношении экзистенциализм принадлежит к ряду философско-антропологических течений. Не без оснований одну из своих лекций Ж.-П. Сартр озаглавил " Экзистенциализм - это гуманизм".
Среди
предтеч экзистенциализма в
В то же время экзистенциализм сосредотачивается не столько на проблеме человека, сколько на анализе проблемы существования - экзистенции - как некоего "внутреннего ", не выразимого в абстракциях. Экзистенциализм, характеризуя человеческое существование, делает особый акцент на бытии " между", чем признается промежуточный, несамостоятельный, зависимый характер человеческого бытия. Отсюда особое внимание экзистенциализма к “иному", к "трансценденции", связывающей человеческое бытие с этим "иным". Экзистенциализм много внимания уделяет духовному кризису человека и общества, пограничным, трагичным ситуациям человеческой жизни. В экзистенциализме отразились сложные драматические коллизии XX в., выразившиеся в мировых войнах, нарастающем отчуждении человека в обществе, прорывах в действии традиционных механизмов культуры. Например, А. Камю описал современный мир бесправия, отчужденности, обреченности и равнодушия как мир абсурда. Человек в этом мире чувствует себя "посторонним" и лишь на пороге смерти ощущает себя свободным и умиротворенным. В "Бунтующем человеке" Камю ставит вопрос о свободе и правах человека, о бунте как реализации человеком своих прав и свобод. Осознание человеком самого себя приходит вместе с осознанием права на бунт и бунтом. Бунт в концепции Камю играет ту же роль в характеристике человеческого существования, что и мышление у Декарта.
В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др. Крупный мыслитель ХХ в. Мартин Хайдеггер (1889-1976) – один из основоположников немецкого экзистенциализма. Можно без преувеличения сказать, что подлинным основателем немецкого экзистенциализма был он.
Одновременно
он был привержен и к
Немецкое
издание произведений
Представляется, что как А. Камю
и Ж.-П. Сартр, так и
Наиболее видным представителем христианского (католического) экзистенциализма середины XX в. по праву можно считать Г. Марселя, и этот факт никем из исследователей «философии существования» не оспаривается. Мировосприятие Марселя претерпело существенную эволюцию, пройдя путь от рационализма с некоторыми элементами агностицизма до христианского теизма иррационалистического толка. Первая «экзистенциалистская» работа Г. Марселя появилась в 1914 г., в силу чего отдельные исследователи утверждают, что именно его, а не М. Хайдеггера или К. Ясперса, мы должны считать родоначальником современного экзистенциализма.
Будучи католиком, Марсель выступил противником «академической» (в том числе и классической неотомистской) философии, равно как и всякой другой. Он выступил также против таких направлений и систем, обвинив их в пренебрежительном отношении к индивидуальной человеческой мысли, что «равнозначно отходу от подлинной реальности».
Г. Марсель различает два типа философствования: статический и динамический. Первый — это попытки мыслить устаревшими формулами. Второй — к его сторонникам Марсель относит и себя — это метод «конкретной философии», которую необходимо понимать как философию человеческого существования. Эта философия «учитывает конкретную ситуацию человека, рассматривает проблемы, связанные с жизнью человека, а также указывает направление их исследования, хотя и не дает готовых и раз и навсегда данных решений».
«Конкретная философия» обращается к личному опыту человека, но этот опыт несводим к какому-либо рассудочному определению — речь должна идти только о внутреннем опыте в понимании св. Августина.
Анализ пути развития католической философии
в послесоборных документах приводит
к выводу о том, что она представляет собой
конгломерат религиозного рационализма
и иррационализма. Неотомизм как разновидность
католического рационализма несколько
сдал свои позиции потому, что в мире усилились
иррационалистические и эгоцентристские
настроения (последние — особенно в «посткоммунистических»
странах — как естественная реакция на
огосударствленную жизнь людей). Популярность
завоевывают школы, выдвигающие на первый
план проблемы человека, характеризующиеся
иррационализмом, отвергающие гегелевский
тезис о разумности всего действительного,
сущего. Несомненно, иррационалистически-
Толстой требовал очищения христианства и возврата к его истокам. Нечто подобное можно сказать и о позиции А. Камю и Ж.-П. Сартра. Кстати, сам Камю в «Мифе о Сизифе» обращает внимание именно на эту сторону различения так называемых двух направлений в экзистенциализме: «Дистанция между абстрактным богом Гуссерля и богом-громовержцем Кьеркегора не столь уж велика. Мышление непрестанно колеблется между предельной рационализацией реального, которая разбивает реальность на рационализированные фрагменты, и предельной иррационализацией, которая ведет к ее обожествлению. Но это лишь видимость раскола».