Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:48, доклад
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. existentia – существование), или философия существования, – философское направление, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма еще во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В 1940–50-х гг. экзистенциализм получил распространение в других европейских странах, в 1960-х гг. также и в США. Представители этого направления в Италии – Н.Аббаньяно, Э.Пачи, в Испании к нему был близок X.Ортега-и-Гассет; в США идеи экзистенциализма популяризировали У.Лоури, У.Баррет, Дж.Эди. К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм (Мунье, Недонсель, Лакруа) и немецкая диалектическая теология (Барт, Тиллих, Бультман).
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. existentia
– существование), или философия существования,
– философское направление, возникшее
накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой
войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой
войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями
экзистенциализма еще во время 1-й мировой
войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В 1940–50-х гг. экзистенциализм
получил распространение в других европейских
странах, в 1960-х гг. также и в США. Представители
этого направления в Италии – Н.Аббаньяно,
Э.Пачи, в Испании к нему был близок X.Ортега-и-Гассет;
в США идеи экзистенциализма популяризировали
У.Лоури, У.Баррет, Дж.Эди. К экзистенциализму
близки религиозно-философские направления:
французский персонализм (Мунье, Недонсель,
Лакруа) и немецкая диалектическая теология
(Барт, Тиллих, Бультман). Экзистенциализм
как философское направление носит неоднородный
характер. Различают экзистенциализм
религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев,
Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр,
Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Однако определение
«атеистический» по отношению к экзистенциализму
несколько условно, т.к. признание того,
что Бог умер, сопровождается (в частности,
у Хайдеггера и Камю) утверждением невозможности
и абсурдности жизни без Бога. Своими предшественниками
экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора,
Унамуно, Достоевского и Ницше. На экзистенциализм
оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля
Экзистенциализм пытается возродить онтологию, в противоположность методологизму и гносеологизму, распространенным в философии нач. 20 в. Как и философия жизни, экзистенциализм хочет понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки. Бытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни «умопостигаемая сущность» идеалистической философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно. Но в отличие от философии жизни, выделившей в качестве исходной реальности переживание, экзистенциализм стремится преодолеть психологизм и раскрыть онтологический смысл переживания, который выступает как направленность на нечто трансцендентное самому переживанию (см. Интенциональность). Главное определение бытия, как оно открыто нам, т.е. нашего собственного бытия, именуемого экзистенцией, есть его незамкнутость, открытость трансценденции.
Онтологической
предпосылкой трансцендирования является
конечность экзистенции, ее смертность.
В силу своей конечности экзистенция
является временной, и ее временность
существенно отличается от объективного
времени как чистого
Другим важнейшим
определением экзистенции является
трансцендирование, т.е. выход за свои
пределы. Трансцендентное и сам
акт трансцендирования
Во французском
и русском экзистенциализме, а
также у Ясперса в центре внимания
стоит проблема человеческой свободы.
Экзистенциализм отвергает как
рационалистическую просветительскую
традицию, сводящую свободу к познанию
необходимости, так и гуманистически-
Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчеркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерное для Сартра стремление разоблачения искаженных, превращенных форм сознания («дурной веры») оборачивается требованием принять реальность сознания, разобщенного с другими и с самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признает Камю, – это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это в сущности экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием «абсурдного» человека.
Иное решение проблемы общения дает Марсель. Согласно ему, разобщенность индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное. Но подлинное бытие – трансценденция – является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию – это диалог. Бытие, по Марселю, не «Оно», а «Ты». Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. Любовь, согласно Марселю, есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная. Поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, Марсель относит его к сфере «таинства».
Прорывом объективированного мира, мира «man», является, согласно экзистенциализму, не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественного, философского, религиозного творчества. Однако истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что все в мире в конце концов терпит крушение в силу самой конечности экзистенции и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости всего, что он любит, незащищенности самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придает его привязанности особую чистоту и одухотворенность. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологическое учение.
Социально-политические позиции у разных представителей экзистенциализма неодинаковы. Так, Сартр и Камю участвовали в движении Сопротивления; с конца 1960-х гг. позиция Сартра отличалась крайним левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения «новых левых» (культ насилия, свободы, перерастающей в произвол). Политическая ориентация Ясперса и Марселя носила либеральный характер, а социально-политическим воззрениям Хайдеггера была присуща консервативная тенденция.
Литература:
П.П.Гайденко