Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:50, контрольная работа
Тема данной работы посвящена изучению философии экзистенциализма, а точнее проблеме человека в философии данного направления.
Актуальность темы обусловлена тем, что философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы двадцатого века. Она характеризуется тем, что направлена и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако, нужно отметить, что философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает свое особое учение, отношение к человеку и егосущности.
Введение………………………………………………………………………………
1.Экзистенциализм:основные проблемы философии………
2.Существование человека и его сущность как основная идея философии экзистенциализма………………………………………….
3.Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………..
3.Человек как уникальное
существо:основная идея философии экзистенциализма.
В подтверждение
тезиса об уникальности челосеческого
существа экзистенциальные философы прежде
всего приводят онтологические аргументы.
Место, которое определенный индивид в
каждый данный момент занимает в бытии,
совершенно неповторимо. Каждый человек
исполняет миссию истины. Там, где находится
мой глаз, не находится никакой другой;
то, что видит в реальности мой глаз, не
видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы,
так рассуждал X. Ортега-и-Гассет. И с этим
нельзя не согласиться. Верно и то, что
человек ищет, должен искать и выражать
свое неповторимое, уникальное Я. На это
настраивала индивида и классическая
мысль. Но она, по мнению философов XX в.,
чаще всего определяла Я через то, чем
оно не является; она нередко сводила Я
к не-Я в различных ипостасях последнего.
И еще одно важнейшее обстоятельство:
и в философских системах XX столетия, как
и прежде, сущность Я определяется через
соотнесение с какими-либо проявлениями
мира вне человека. Но в отличие от классической
философии, сама противоположность человека
и мира воспринимается так, что не-Я, т.
е. нечеловеческое, становится символом
отчужденного и безусловно враждебного
мира. Камю сравнивает не-Я с глухой и прочной
стеной, противостоящей человеку, - равнодушной,
неустранимой, опасной. Потому в Я живет
и будет жить постоянный страх перед не-Я,
перед миром и другими людьми. И все же
человек обязан заставить себя жить и
творить самого себя. Такова обращенная
к индивиду программа экзистенциальной
философии: страшиться, опасаться всего
того, что есть не-Я (т.е. мир вне человека),
противостоять ему, бунтовать против него.
Этот подход к миру как абсолютно враждебному
по отношению к Я в философии XX в. обосновывается
на разных уровнях рассуждения и во множестве
философских идей. Так, разбирая категорию
"повседневное бытие-вместе-с другими",
ранний Хайдеггер считал самым важным
ввести "экзистенциал", который он
обозначал написанным с прописной буквы
немецким неопределенно-личным местоимением
"Man" и разъяснял через понятия "усредненность",
"выравнивание" и т.д. Экзистенциальная
философия в данном отношении была и до
сих пор остается реакцией на тенденцию
стандартизации, которая стала особенно
мощной в XX в. и проявилась в самых разных
областях - в производстве, повседневном
быту, в идеологии и культуре. В советской
литературе Хайдеггера подчас критиковали
следующим образом: Man - категория, которую
можно отнести к капиталистическому обществу;
Хайдеггер же придает ей абстрактный внеисторический
смысл. Но экзистенциалист применяет подобный
прием по принципиальным соображениям,
ибо полагает, и с полными на то основаниями,
что необходимость - и опасность - уподобления,
усреднения заключает в себе всякое, в
сущности, человеческое совместное бытие.
Действительная ограниченность хайдеггеровской
концепции Man состоит в том, что повседневное
бытие человека вместе с другими людьми
Хайдеггер поначалу рассматривал сугубо
негативистски. Он не видел богатства
его противоречивых аспектов: ведь мы
учимся от других и учим их; они влияют
на нас - мы влияем на них; а главное: не
иначе, чем в общении с другими, Мы отстаиваем,
развиваем, познаем свое Я, а они - свое
Я. Одним словом, взаимодействуя с другими
людьми, человек не только идет навстречу
общему, всеобщему, усредняющему, но и
обнаруживает индивидуально-неповторимые
черты своей личности, своего бытия, борется
за них, закрепляет их. Общее - совсем не
обязательно "среднее", "неопределенно
личное". Общим достоянием людей становятся
ведь не только стандарты, стереотипы,
шаблоны, но оригинальное, творческое,
уникальное - то, что значительно "выше
среднего". Это поняли другие философы
XX в., которые - подобно М. Буберу - показали
плодотворность диалога, общения Я и Ты,
не отрицая, впрочем, и опасностей для
Я, вытекающих из общения людей. Итак, повседневности
бытия вместе с другими присуща сложная
объективная диалектика. Сводить же ее
к усредненности значит упрощать совместное
бытие, бытие общения и взаимодействия.
Но вообще отрицать определенную власть
Man, т.е. усредняющего начала, над социальным
бытием людей было бы необъективно: достаточно
вспомнить, как легко каждый из нас подпадает
под влияние стереотипов и с каким трудом
от них освобождается. Многие течения
философской мысли XX столетия остро ощущали
и фиксировали власть "среднего",
"массового" шаблона и стандарта
над жизнью и культурой. (Примером может
служить блестящее сочинение испанского
философа X. Ортега-и-Гассета "Восстание
масс".) При этом одни философы, испытывая
страх перед усилившейся "массовизацией"
всех сторон жизни, отстаивали, вслед за
Ницше, элитарные идеалы. Другие пытались
анализировать "массовизаЦИю" жизни
и культуры в ее реальной противоречивости.
Экзистенциализм, персонализм расположены,
пожалуй, где-то посредине: они считают
власть Man опасной, но видят в ней главную
неискоренимую черту совместного бытия
людей - такую же неизбежную как жизнь
или смерть индивидов.
Заключение.
В данной работе мы выяснили,
что основная направленность философии
экзистенциализма - проблема бытия человека
в этом мире.
Экзистенциалисты делали вывод, что отчуждение
является общей характеристикой жизни
человека в обществе, в особенности на
нынешнем этапе истории, когда чувство
страха порождается опасностью уничтожения
человечества. Они видели смысл философии
не только и не столько в констатации отчуждения,
а тем более не в "оправдании" и увековечивании
настроений страха и покинутости. Им представлялось,
что философия обязана помочь человеку,
охваченному трагическими умонастроениями,
если не преодолеть их - что не всегда возможно,-
то, во всяком случае, искать и находить
свое "Я", смысл своей жизни в самых
трагических, "абсурдных" ситуациях.
Распространенное мнение о том, что экзистенциалисты
и философы других "антропологических"
направлений рассматривали индивида в
изоляции от общества и что они вовсе не
занимались социальным анализом, неверно.
Социальным размышлениям в философии
человека XX столетия отведена существенная
роль - они либо вплетены в общее философское
осмысление человека (о котором - позже),
либо выливаются в самостоятельные произведения
по социально-философским и социально-политическим
вопросам, либо воплощаются в образах
и коллизиях художественных произведений.