Экзистенциализм: основные проблемы философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы двадцатого века. Она характеризуется тем, что направлена и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако, нужно отметить, что философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает свое особое учение, отношение к человеку и его сущности.

Содержание

Введение___________________________________________________2
1. Экзистенциализм: основные проблемы философии_____________3
2.Существование человека и его сущность как основная идея философии экзистенциализма______________________________________8
3. Проблема бытие человека и бытие мира____________________12
4. Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма________________________________________________18
Заключение________________________________________________21
Список литературы_________________________________________ 22

Работа содержит 1 файл

Основная.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

И еще одно важнейшее  обстоятельство: и в философских  системах XX столетия, как и прежде, сущность «Я» определяется через  соотнесение с какими-либо проявлениями мира вне человека. Но в отличие от классической философии противоположность человека и мира воспринимается так, что «не-Я», то есть нечеловеческое, становится символом отчужденного и безусловно враждебного мира. «Не-Я» А. Камю сравнивает с глухой и прочной стеной, противостоящей человеку,— равнодушной, неустранимой, опасной. Потому в «Я» и живет, будет жить постоянный страх перед «не-Я», перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова обращенная к индивиду программа экзистенциальной философии: страшиться, опасаться всего того, что есть «не-Я» (то есть мир вне человека), противостоять ему, бунтовать против него.

Этот подход к миру как абсолютно враждебному по отношению к «Я» в философии XX века обосновывается на разных уровнях рассуждения и во множестве философских идей. Так, разбирая категорию «повседневное бытие-вместе-с другими». Хайдеггер считает самым важным ввести «экзистенциал», который он обозначает написанным с большой буквы немецким неопределенно-личным местоимением «Man» и разъясняет через понятия «усредненность», «выравнивание» и т. д. Экзистенциальная философия в данном отношении была и до сих пор остается реакцией на тенденцию стандартизации, которая стала особенно мощной б XX веке и проявилась в самых различных областях — в производстве, повседневном быту, в идеологии и культуре.

Хайдеггера в нашей  литературе подчас критиковали следующим образом: Man — категория, относящаяся к капиталистическому обществу; Хайдеггер же придает ей абстрактный внеисто-рический смысл. Но экзистенциалист применяет подобный прием но принципиальным соображениям, ибо полагает, и не без оснований, что необходимость — и опасность — уподобления, усреднения заключает в себе всякое, в сущности, человеческое совместное бытие. Действительная ограниченность хайдеггеровской концепции Man состоит в том, что повседневное бытие человека вместе с другими людьми Хайдеггер рассматривает сугубо нега-тивистски. Он не видит богатства его противоречивых аспектов: ведь мы учимся от других и учим их; они влияют на нас — мы влияем на них; а главное: не иначе, чем в общении с другими, мы отстаиваем, развиваем, познаем свое «Я», а они — свое «Я» и т. д. Одним словом, взаимодействуя с другими людьми, человек не только идет навстречу общему, всеобщему, усредняющему, но и обнаруживает индивидуально-неповторимые черты своей личности, своего бытия, борется за них, закрепляет их. Общее — совсем не обязательно  «среднее»,   «неопределенно личное». 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе мы выяснили, что основная направленность философии  экзистенциализма – проблема бытия человека в этом мире.

Экзистенциалисты делали вывод, что отчуждение является общей  характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство  страха порождается опасностью уничтожения  человечества. Они видели смысл философии не только и не столько в констатации отчуждения, а тем более не в «оправдании» и увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их — что не всегда возможно,— то, во   всяком   случае,   искать   и   находить   свое   «Я»,   смысл   своей жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях. Распространенное мнение о том, что экзистенциалисты и философы других «антропологических» направлений рассматривали индивида в изоляции от общества и что они вовсе не занимались социальным анализом, неверно. Социальным размышлениям в философии человека XX столетия отведена существенная роль — они либо вплетены в общее философское осмысление человека (о котором — позже), либо выливаются в самостоятельные произведения по социально-философским и социально-политическим вопросам, либо воплощаются в образах и коллизиях художественных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Алексеев П.В. Философия.,- М., 2006.
  2. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 2011.
  3. История философии в кратком изложении./ Под ред. В.П. Ратникова – М., 2007.
  4. Мир философии Ч.1-2,  - М. Политиздат, 2011.
  5. Ратников В.П. Философия. – М, 2009.
  6. Философия. /Под ред. В.Н. Лавриненко, М, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Философия/ Под ред. В.Н. Лавриненко, М.,2009, с.223

2 Философия / Пд ред. В.Н. Лавриненко.М., 2009, с.234

3 Алексеев П.В. Философия, М., 2006, с.167

4 Алексеев П.В. Философия, М. 2006, с.178

5 Алексеев П.В. Философия, М., 2006,с.179

 


Информация о работе Экзистенциализм: основные проблемы философии