Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:11, доклад
Бердяева по праву можно считать вторым, после Владимира Соловьёва, систематиком русской философии. Он эволюционировал в своих философских симпатиях от марксизма к религиозному экзистенциализму. Творчество Бердяева делится на два периода: российский и зарубежный. Первый, российский период деятельности философа, характеризуется работой по пропаганде марксизма, а в начале века - активным участием в работе Религиозно-философского собрания в Санкт-Петербурге. Уже в десятых годах появляются первые труды, свидетельствующие о переходе Бердяева на позиции экзистенциализма. После высылки из России в 1922 году, Бердяев пишет ряд трудов, сделавших его известным. Чаще всего философию этого мыслителя называют "персоналистической метафизикой".
Экзистенциализм
философии Н.А.Бердяева и Шестова
Бердяева по праву можно считать вторым, после Владимира Соловьёва, систематиком русской философии. Он эволюционировал в своих философских симпатиях от марксизма к религиозному экзистенциализму. Творчество Бердяева делится на два периода: российский и зарубежный. Первый, российский период деятельности философа, характеризуется работой по пропаганде марксизма, а в начале века - активным участием в работе Религиозно-философского собрания в Санкт-Петербурге. Уже в десятых годах появляются первые труды, свидетельствующие о переходе Бердяева на позиции экзистенциализма. После высылки из России в 1922 году, Бердяев пишет ряд трудов, сделавших его известным. Чаще всего философию этого мыслителя называют "персоналистической метафизикой".
Философию
Бердяева считают экзистенциально
заострённой из-за того, что главной
её проблемой он объявил выяснение
смысла бытия в перспективе
Бердяев
убежден, что подлинная
Об отношении
шестовских идей к идеям Бердяева и Булгакова
можно сказать, что замкнутый на индивиде
иррационализм и экзистенциализм Шестова
ближе к позиции Бердяева. Булгаков, как
философ всеединства, и Шестов, как адвокат
"подпольного человека" и проповедник
отчаяния одинокой личности, находятся
на противоположных полюсах русского
религиозного сознания первой половины
XX в. Их удаленные друг от друга позиции
- это крайности, показывающие диапазон
русского фидеизма. Выросшие из одного
корня, они явили собой максимально возможную
степень различия внутри единого религиозно-философского
сознания закатывающейся самодержавно-
реальности
истории, - то Шестов пошел еще дальше
в отказе от истин и ценностей
действительной жизни. Ни сферы трансцендентного
или "софийного", ни тем более земная
действительность уже не могли служить
ему опорой в повседневной и посюсторонней
жизни - остались только одиночество перед
богом и ничем не подкрепляемая вера в
спасительную силу абсурда, - и это был
другой вариант бегства от мира. Нигилизм
и отказ от исторической почвы человеческого
существования были у Шестова столь откровенными,
что заставили его балансировать на острие
философского цинизма и скептицизма.
Мировоззренческий
"позитив" Шестова долгие годы был
почти невыявленным, однако общая его
эволюция, начиная с 90-х годов, свидетельствовала
о неустойчивом, но неуклонном движении
к религиозной философии. Особенность
ситуации в случае с Шестовым состоит
не в том, что он колебался признать существование
бога: он колебался говорить о нем что-либо
утвердительное. Шестов был гораздо более
"богоискателем", чем, например, Булгаков,
Бердяев или Мережковский, которые безоговорочно
причислили себя к религии и приступили
к построению религиозной философии и
составлению различных религиозно-мистических
проектов вселенского масштаба. Шестов
едко высмеивал за это своих коллег по
духовному декадансу (см. 129). Тем не менее
в работе "Sola fide" (1911 -1914) религиозные
мотивы впервые получают явный перевес
над нигилистическими к скептическими.
И хотя Шестов и здесь избегал приводить
свои собственные, сколько-нибудь развернутые
философские доводы в пользу веры, с этого
времени можно говорить о нем как о религиозном
философе с затянувшимся переходом от
богоискательства к "позитивной"
религиозной философии.
Он не создал системы религиозной философии, да это и не предполагалось самими принципами шестовского экзистенциализма сугубо иррационалистического, можно даже сказать антигностического, типа. Последние его работы "Афины и Иерусалим" и "Умозрение и откровение" говорят лишь об окончательном и бесповоротном выборе Шестова. Бог был признан здесь единственным спасителем беспомощного, отчаивающегося и погибающего человека. Так как философия Шестова имела ярко выраженный богоискательский характер, то ее удобнее всего анализировать в ходе установления основных признаков движения этого мыслителя ко все более догматическому фидеизму, вере в бога.
Информация о работе Экзистенциализм философии Н.А.Бердяева и Шестова