Эксперимент, его виды и функции в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:39, реферат

Описание работы

Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 15.32 Кб (Скачать)

Эксперимент, его  виды и функции в научном познании  

 

Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся.

Всякий научный  эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой.

Основные особенности  эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение  к объекту, вплоть до его изменения  и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

в) возможность обнаружения  таких свойств явлений, которые  не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем  изоляции его от усложняющих и  маскирующих его ход обстоятельств  или путем изменения, варьирования условий эксперимента;

д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель,

тип, средства, методы проведения и т. п.); контроль; интерпретация  результатов.

Эксперимент имеет  две взаимосвязанных функции: опытная  проверка гипотез и теорий, а также  формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: 1) поисковые, нацеленные на обнаружение новых явлений, новых свойств или ранее неизвестных связей между явлениями; 2) проверочные, целью которых является подтверждение или опровержение гипотез и оценка их точности; 3) конструктивные, в ходе которых создаются или конструируются новые вещества, новые устройства или материалы, не существовавшие ранее в природе; 4) контрольные, цель которых — проверка и отладка измерительных приборов, аппаратов и инструментов и т.п.

По характеру  объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т. п. эксперименты.

Типы: 1. качественный, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления.

2.количественный, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления.


Информация о работе Эксперимент, его виды и функции в научном познании