Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа
Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.
Введение
1. Проблемы государства в странах Древнего Востока
2. Экономическая мысль Древнего Египта
2.1 "Поучение гераклеопольского царя своему сыну"
2.2 "Речение Ипусера"
3. Экономические идеи Вавилонии
3.1 Кодекс царя Хаммурапи
4. Экономическая мысль Древнего Китая
4.1 Конфуцианство
4.2 Экономические идеи Мо-цзы
4.3 Трактат "Гуань-цзы"
5. Экономическая мысль Древней Индии
5.1 Законы Ману
5.2 Трактат "Артхашастра"
Заключение
Список литературы
Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат "Артхашастра", означающий в переводе учение о доходах. автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман— Каутилья. "Артхашастра" создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости экономической мысли Индии того времени. "Артхашастра" характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей.
Каутилья,
возвещавший своему народу положения
о трудовом происхождении богатства
и необходимости регулирования
процессов распределения
Трактат уделял большое внимание регламентированию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества. В"Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительных систем, которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содержит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.
"Артхашастра"
уделяла большое внимание
"Артхашастра" дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннего рабовладельческого общества.
Трактат
состоит из нескольких разделов, в
частности раздела об управлении
и раздела о богатстве; они
содержат подробное изложение
"Артхашастра"
показывает огромную роль
Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны. На особом положении находилась ведущая сфера материального производства — сельское хозяйство, и прежде всего земледелие. Государство должно проводить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал "сажать" на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Идея "защиты земледелия" как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле. Государство должно взять на себя обязанность охранять ирригационные сооружения. Кроме того, негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища.
Большое
значение Каутилья придавал решению
финансовых проблем государства. По
его мнению, руководителем финансового
ведомства должен быть "главный
собиратель дохода", ведающий и рядом
подразделений государственного хозяйства.
Причем подобный доход государства
складывается из собственной "прибыли"
государственных хозяйств, а также
всевозможных налогов и пошлин. Судя
по "статье расходов", государству
следовало предоставлять
В "Артхашастре"
говорится о застройке
Упоминается о размещении и поселении в городе представителей различных каст и профессий. Жрецы, учителя, советники, представители учетного управления размещались в черте города, а шерстобиты, ткачи, изготовители циновок, производители лат, оружия и щитов — за его пределами. В северо-восточной части города должны находиться помещения жертвоприношений и омовений, помещения для учителей, жрецов, советников.
Создание
первых государственных образований
(городов-государств) было обусловлено
наряду с другими причинами
Государство выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников.
Упоминается так же, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов "на несколько лет пользования". Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.
В документах древности регламентируется кастовое деление, возникшее первоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (правители). Затем шли вайды (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (работники). Занятие торговлей и ростовщичеством считалось более предпочтительным по сравнению с занятием земледелием или скотоводством.
Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии — индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной степени — к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.
Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.
Своим
особым местом в истории индийской
политической мысли "Артхашастра"
обязана своду приемов политики и управления.[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В древних государствах Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.
Т.к. в древние времена экономика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель- улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности. Другие же учения (Конфуций) выражают интересы большей части населения, улучшения уровня жизни, сглаживают социальное неравенство.
Тем не менее, каждое учение служило основой для дальнейшего развития экономической мысли и рождалось в конкретных условиях жизни данной страны.
Систематизация
экономической мысли в
Восточному
рабству были присущи масштабное
участие государства в
Восточное
рабство способствовало формированию
азиатского способа производства. Общая
черта экономической мысли
Выразителями
подобного рода воззрений были крупные
мыслители и отдельные
Централизованная
экономика, широкий спектр отношений
зависимости, низведение юридически свободных
и полусвободных лиц до положения
невольников деспотической
Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:
- рабы
не составляли главную
- земля
находилась не в частной, а
в государственной или
- между
государством и общинниками-
- государство
на Востоке приобрело форму
"восточной деспотии", т.е. полного
бесправия подданных перед
- общины
отличались устойчивостью, что
было связано с необходимостью
создания и поддержания в
Перед философами Древнего Востока возникала проблема. Это проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но несмотря на эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого общества Древнего Востока:
1-ая
особенность заключается в
2-ая
особенность древневосточных