Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:31, курс лекций
Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание – это процесс приобретения знаний и это познание имеет определенную структуру. Всеобщие элементы познавательного процесса:
1) объект познания;
2) субъект познания;
3) методы познания;
4) средства познания.
Наука как общественное явление. Предмет философии науки.
Многообразие форм знания.
Основные стороны (аспекты) бытия в науке.
Предмет философии науки.
Основные концепции философии науки.
Формы развития науки по Куну.
Общие выводы по постпозитивизму.
Другие подходы к анализу науки.
Наука в культуре современной цивилизации.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Их базисные тезисы.
Особенности и структура научного знания.
Наука и философия.
Наука и искусство.
Функции науки в жизни общества.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Их базисные тезисы.
Особенности и структура научного знания.
Наука и философия.
Наука и искусство.
Функции науки в жизни общества.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Пранаука.
Своеобразие, особенности, основные подходы к изучению.
Хронологические и географические рамки периода пранауки.
Мыслительная революция.
Донаучная картина мира в первобытной культуре.
Античная наука.
Периодизация античной науки, ее особенности.
Античная математика.
Античная астрономия.
Техника античности.
Средневековье. Религия и наука.
Специфика и структура средневекового знания.
Особенности религиозного мышления.
Проблема соотношения веры и разума в средневековой культуре и науке.
Западная и Восточная ветви средневековой науки. Знания на Руси.
Технические и научные достижения Средневековья.
Эпоха Возрождения.
Классическая наука Нового времени 17 – 19 вв.
Общая оценка данного этапа.
Наука эпохи Просвещения (17 – конец 18 вв.).
Промышленная революция (конец 18 – 19 вв.).
Основные выводы по классической науке XVII – XIX вв.
Современная неклассическая наука XX – XXI вв.
Особенности современного этапа развития науки.
Научная картина мира, созданная современной наукой XX – XXI вв.
Важнейшие достижения физики рубежа XX – XXI вв.
Достижения современной генетики.
Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.
Эмпирическое знание и его структура. Противоположность эмпиризма и схоластического теоретизирования.
Теоретическое знание и его структура.
Типы научных теорий, их основные функции.
Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики.
Основания науки и современные модели. Идеалы и нормы исследования.
Динамика научного знания, модели роста.
Теоретические модели, их основные характеристики и роль в познании действительности.
Обоснование закона как главная цель теоретического исследования.
Характеристика развитой (зрелой, обобщающей, фундаментальной) теории.
Проблемные ситуации в науке, их основные признаки. Соотношение проблемы, гипотезы, теории (по Кохановскому).
Преемственность в развитии научных знаний, ее сущность и объективная основа. Традиции и новаторство. Редукционизм в научном познании.
Единство количественных и качественных изменений в развитии науки.
Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования.
Дифференциация и интеграция наук как закономерность их развития. Ускорение развития наук.
Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации в современной науке.
Теоретизация и диалектизация науки. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.
Понятие метода научного исследования и методологии. Классификация методов.
Модели соотношения философии и частных наук. Функции философии в научном познании.
Соотношение эмпирических, теоретических и общелогических методов и приемов исследования.
Проблема понимания и объяснения в научном познании.
Научные революции как перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций. Внутридисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке.
Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Роль философских категорий в освоении новых типов системных объектов. Прогностическая функция философского знания.
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знания.
Глобальные революции и смена типов научной рациональности. Сущность классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности.
Главные характеристики современной постнеклассической науки. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска.
Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.
Изменение мировоззренческих ориентаций (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
Этос науки. Этические проблемы современной науки. Экологическая этика и ее философские основания.
Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
Наука как социокультурный феномен и как социальный институт. Характеристика современного ученого.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
Синхронный и диахронный способы передачи научных знаний. Коммуникация и трансляция как типы научного обще