История анархизма и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2010 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Термин «анархия» широко используется в современном мире. Однако употребляется он в повседневной жизни скорее как синоним «хаоса» и «беспредела», чем как одно из направлений политической философии. Так что же такое анархизм на самом деле??
Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Работа содержит 1 файл

анархизм(р).doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     В целом ряде стран продолжают действовать  традиционные анархо-синдикалистские  профсоюзы, и пропагандистские организации, из которых наиболее крупными являются САК в Швеции, НКТ и ВКТ в Испании, УСИ в Италии, НКТ-МАТ и НКТ-Ф во Франции, ФАУ в Германии (в них состоят десятки тысяч человек).

     Анархо-синдикалистское  профсоюзное движение традиционно  наиболее сильно развито в Испании. После смерти диктатора Франко в 1976 году здесь началось массовое возрождение анархизма. На первое постфранкистское собрание НКТ пришло порядка 500 тыс. человек Правда впоследствии в НКТ произошло несколько расколов, в первую очередь по вопросу о выборах в комитеты предприятий. Так что в итоге на сегодняшний день в Испании действует два основных анархо-синдикалистских объединения: НКТ-МАТ, в котором состоит порядка 10-15 тысяч человек, и ВКТ, в котором состоит около 60 тысяч человек. Соответственно НКТ-МАТ выступают против участия в этих выборах, а ВКТ в них активно участвуют.

     Некоторая либерализация внутренней жизни  в ряде латиноамериканских стран  в конце 70-х и 80-х гг. способствовала началу возрождения и в этих странах. В СССР анархистское движение стало возрождаться в конце 1980-х, а крупнейшим объединением рубежа 1980—1990-х годов стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), которая объединяла во время своего наибольшего подъема до двух тысяч человек.

     В 1968г. на международной конференции анархистов в Карраре был основан Интернационал Федераций Анархистов (IAF-IFA). Принципы работы в пределах ИФА — принцип федерализма, свободного договора и взаимопомощи. Для того, чтобы улучшать координацию и связь в пределах ИФА, а также в качестве открытого контакта для публики и других групп анархистов и организаций, был основан Международный секретариат, полномочия которого нерегулярно переходит от одной федерации IFA к другой. Для налаживания информационного обмена и межорганизационного сотрудничества IFA также близко контактирует с другими организациям анархистов, например с Международная ассоциация трудящихся (МАТ) — анархо-синдикалистским Интернационалом.

     Сегодня анархистское движение, конечно, все  ещё не так сильно как прежде, но организует уже десятки тысяч революционеров во многих странах. В многих странах мира насчитываются десятки, если ни сотни тысяч сторонников анархистских идей. Появились группы анархистов и в тех странах, в которых их никогда не было, например, в Нигерии, Турции, Ливане, Бангладеш. Греческое анархистское движение является на сегодняшний день одним из самых сильных в либертарном лагере.

     Медленно возрождение анархизма идет в Северной Америке, но и там либертарные организации испытывают существенный рост своих рядов. Вновь активизируется организация Индустриальные рабочие мира (IWW).

     В Южной Америке возрождается некогда  знаменитая аргентинская ФОРА (Аргентинская региональная рабочая федерация), секция МАТ, пытающаяся воссоздать рабочее анархистское движение.

     В Израиле анархизм позиционируется  как политическая реализация библейского общественного устройства: небольшие города без федерального законодательства, управляемые выборными судьями. По мнению теоретика библейского анархизма Овадьи Шохера, свобода от власти реализуется не путем демонтажа власти как таковой, но устранения монополии на власть. Для этой цели библейский анархизм выдвигает концепцию конкурирующих юрисдикций - небольших городов, каждый со своими ценностями и законами, которые позволяют любому человеку выбрать комфортную для себя политическую систему без необходимости эмиграции в другую страну.

     Во  всем мире существуют многочисленные анархистские издания, исследовательские центры, библиотеки (среди них английское издательство «Фридом», основанное Кропоткиным, американский журнал «Анархия: журнал вооружённого желания», немецкое издание «Шварцен фаден», швейцарская анархическая библиотека СЕРА и др.). В России сегодня тоже выходят анархистские журналы и газеты.

Внутренние  проблемы и дебаты

 

     Анархизм  — это философская, социально-политическая теория, которая содержит в себе множество направлений, часть из которых друг другу диаметрально противоположны (например анархо-коммунистическое направление и анархо-капиталистическое). Это вызывает постоянные споры относительно отдельных сторон теории анархизма, а также того, кого вообще можно считать анархистом: левые анархисты традиционно не признают анархистами национал-анархистов (своеобразное течение в анархизме, которое отрицается подавляющим большинством анархистов, учитывая что анархизм традиционно выступает против национализма) и анархо-капиталистов, которые отвечают взаимностью, утверждая, что анархизм никогда не был частью «левой» социально-политической мысли. При этом часть современных анархистов вообще считает, что анархизм не является ни «левым», ни «правым», что это ложная классификация. Кроме того, часть анархистов считает что анархизм — это именно философия, которая не имеет никакого отношения к политике, и потому называть анархизм — политической идеологией — ложно. Не меньше вопросов вызывает и соотношение религии с анархизмом: традиционно анархизм считается атеистическим, однако вместе с тем существует христианский анархизм, а также постоянно дискутируется вопрос о либертарных составляющих в других религиях, таких как ислам, буддизм и т. д. Представители разных направлений в анархизме придерживаются разных позиций по вопросам морали, этики, гуманизма и т. д. Кроме того, не все анархисты относятся одинаково к марксизму: для одних он не приемлем совершенно, для других — вполне приемлем, по крайней мере такие направления в марксизме как «левый коммунизм», рэтекоммунизм («коммунизм рабочих советов»), операизм, люксембургианство троцкизм или даже маоизм.

     Не  менее сложные отношения у  анархизма с понятиями прогресса, цивилизации, технологий: часть анархо-коммунистов и анархо-синдикалистов являются сторонниками технологического прогресса, другая часть относятся к нему крайне скептически, а анархо-примитивисты выступают резко против самого понятия цивилизация и технологического прогресса, при этом эко-анархисты, последователи идей социальной экологии, утверждают, что экологические проблемы заключаются не в технологиях, а в том, кто и как их использует.

     Демократия  так же вызывает неоднозначную оценку в рядах анархистов. Для одних  любая демократия — это форма  власти, а потому — угнетения и иерархического общественного устройства, так что они отрицают в том числе и понятие о «прямой демократии», так как «„кратия“ означает „власть“», в то время как другие отстаивают принцип прямой демократии, утверждая, что вполне соответствует анархистским представлениям о свободном безгосударственном обществе. Проблема насилия также разделяет анархистов: одни являются его резкими противниками, в то время как другие — апологетами (что, кстати, уже сыграло злую шутку с анархистами на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков, когда увлекшись пропагандой действием, терроризмом и экспроприациями анархисты оказались загнанными в политическое гетто).

Заключение

 

     Анархия – это не беспорядок, это отсутствие принудительной власти. Анархисты призывают к обществу свободных людей. Свобода необходима для формирования истинной ответственности вместо навязанных государством норм. Будучи свободными, люди могут избирать формы самоорганизации и самоуправления. Но эти формы существуют пока и поскольку они нужны людям. Анархия заменяет принуждение «ты должен» на свободу «я хочу».

     Анархисты ценят свою свободу и свободу  других. Они стремятся не ограничивать себя, и не накладывать ограничений  на других. Они допускают право  других людей на любые действия, которые не затрагивают их собственные интересы и интересы людей, ответственность за которых они за собой чувствуют. Анархисты считают людей равными в своих правах и достоинстве. Они применяют к себе те же требования, что и  к другим.

     Ответственность за себя, своих близких, других людей должна быть возвращена от государства к человеку. Ответственность вернет человеку утрачиваемый смысл жизни в эпоху, когда труд перестает быть необходимостью. Ответственность вызовет самоорганизацию людей. Ответственность ведет к самоограничению и толерантности. Государство декларирует принятие на себя ответственности человека, но дает ему лишь иллюзию свободы от личной ответственности – в обмен на налоги и ограничения.

     Государство разрушает мораль. Государство декларирует  выгодные ему ложные ценности, которые человек вынужден постоянно нарушать. Не осознавая ложности нарушаемых ценностей, человек создает у себя чувство вины. Не видя ущерба от нарушения созданных государством норм морали, человек начинает преступать истинные моральные ценности.

     Анархисты верят в то, что Человек, будучи предоставлен сам себе, проявляет  лучшие свои качества. Концепция государства строится на предположении о неразумности и злонамеренности человека, неспособности его соблюдать собственные интересы и учитывать интересы других.

     Ущемление человека государством вызывает подавляемые  негативные эмоции, которые проступают наружу нарушениями морали. Само существование государства порождает большинство тех действий, которое государство объявляет преступлениями. Человек не приемлет государства, стремится выйти из-под его влияния.

     Идя по пути собственного интереса, человек  начинает учитывать интересы других людей. Механизм принудительного согласования интересов индивидуума и общества необходим только для наиболее одиозных случаев. Принудительное регулирование держит человека в состоянии постоянного стресса, увеличивая число отклонений от нормального поведения.

     Социальная  стоимость принуждения быстро начинает превышать социальную пользу от него. Государство не делает ничего такого, что люди бы не сделали без него. Государство оставляет за пределами своей заботы не меньшее число людей, чем общество оставляло без государства. Государство бессмысленно тратит ресурсы общества, не принося людям пользу, сколько-нибудь сопоставимую с уплачиваемыми налогами. То полезное, что делает государство, стоит значительно дороже, чем оно обошлось бы обществу в отсутствие государственного вмешательства. Приносимая государством польза многократно перевешивается причиняемым им вредом.

     Масштабная война есть порождение государства. Войны ведутся за контролем над государством, его мощью, его ресурсами, его аппаратом принуждения. Защита жизни и собственности населения может осуществляться международными силами, чей размер будет совершенно незначителен по сравнению с размером существующих взаимно враждебных армий. Армия и полиция могут не принадлежать государству. 

     Государство стало самодостаточным институтом. Государство служит интересам своих  членов – бюрократии. Увеличение ее численности есть внутреннее свойство бюрократии. Находясь в противодействии с обществом, государство стремится увеличить свою долю общественного продукта. Никогда, на протяжении длительного срока, государство не уменьшалось в размерах. Ставка налога понемногу росла почти 4000 лет, но совершила огромный скачок за последние 150 лет. Сегодня ставка налога, доля государства в общественном продукте, достигла величины, за которой ее дальнейший рост невозможен. Человек работает на государство больше, чем крепостной крестьянин работал на помещика. Невозможно финансировать рост государства, но невозможно и остановить его рост. Решение возможно только в ликвидации самого института государства.

     Анархисты верят, что институт судей есть достаточный  механизм согласования интересов индивидуума и общества. Государство противно природе человека, противно воле Творца. У человека не должно быть государства, не должно быть царя. В этом мире, человек сотворен великим и не должен подчиняться. Человек слишком велик, чтобы над ним был другой царь, кроме Бога.

     Немедленное низложение государства невозможно без потрясений. Отказываться от государства нужно постепенно, но неумолимо. Государственные институты следует упразднять один за другим. На первом этапе, государство прекратит предоставлять услуги – оно будет их покупать у частного сектора. На втором этапе, государство начинает снижать налоги и уменьшать объем оказываемых услуг. На третьем этапе, остаются только судьи и взимается очень небольшой сбор для финансирования экстренных затрат общества.

Информация о работе История анархизма и его виды