Исторические типы мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:01, доклад

Описание работы

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания
На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Работа содержит 1 файл

доклад философия.docx

— 20.86 Кб (Скачать)

Понятие мировоззрения

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение –  это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и  индивидуального сознания

На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем  человека, на отношение человека к  окружающей действительности и самому себе.

В истории философии выделяют три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское (научное).

Мифология как  тип мировоззрения

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ  на такие глобальные вопросы как  происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и  людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного  типа верований и поведения. В  период господства мифологического  мышления еще не возникла потребность  в получении специальных знаний.

Мифы были важными стабилизаторами  общественной жизни. Этим не исчерпывается  стабилизирующая роль мифологии. Главное  значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом  и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

В настоящее время миф  тоже играет немаловажную роль. Современный  миф является регулятором поведения  людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека.

Мифы могут быть: идеологическими, социально-политическими, художественными. На сегодняшний день миф активно используется как манипулятор общественного сознания.

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение  более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования  в качестве основной лексической  единицы образа.

Религиозное мировоззрение  уже различает естественное и противоестественное.

Оно намного критичнее мифологического, и менее самонадеянно. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос. 

Вера в эту внешнюю  сверхсилу и является основой  религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и  теология, исходит из тезиса о наличии  в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При  этом и религиозная философия, и  теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость  Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.

Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое  мировоззрение.

Особенности философского (научного) мировоззрения

Философия возникает  на рубеже 7-6 вв. до н. э. на основе потребности  в целостном понимании мира, как  связанного и единого в своей  основе. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам, т.е. на смену образу и символу приходит Логос - разум.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения  человека к превосходящим его  силам и существам, философия  вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив  нарастающую в обществе потребность  в понимании мира и человека с  позиций знания. Первоначально она  выступила на исторической арене  как поиск мирской мудрости.

Слово "философ" впервые  употребил греческий мыслитель  Пифагор (Vв. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий  характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении  человека и его положении в  мире и т. д. Она унаследовала также  весь объем позитивного знания, которое  на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих  проблем в зарождающейся философии  происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому  можно сказать, что философия- это  теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система  общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем  человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Следовательно, мировоззрение  в философии выступает в форме  знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию  и науку. Как отмечает немецкий философ  Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию  сближает стремление опереться на теоретические  методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования  своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

После того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания - математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы  универсального теоретического познания.

Таким образом из всего  выше сказанного можно сделать следующие  выводы: 

1. Мировоззрение человечества  не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием  человечества и человеческим  обществом.

2. На мировоззрение человека  оказывает большое влияние достижения  науки, религия, а также существующее  устройство общества. Государство  (государственная машина) всеми способами  влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь  подчинить его интересам правящего  класса.

3. В свою очередь мировоззрение,  развиваясь, оказывает влияние на  развитие общества. Накопившись  качественно  и количественно   мировоззрение приводит к смене  общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение  у людей, общество обеспечивает  свое развитие, тормозя развитие  мировоззрения, общество обрекает  себя на загнивание и гибель. 

 


Информация о работе Исторические типы мировоззрения