Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:01, доклад
Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания
На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Понятие мировоззрения
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания
На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
В истории философии выделяют три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское (научное).
Мифология как тип мировоззрения
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Миф служит для оправдания
определенных общественных установок,
для санкционирования определенного
типа верований и поведения. В
период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность
в получении специальных
Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
В настоящее время миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека.
Мифы могут быть: идеологическими, социально-политическими, художественными. На сегодняшний день миф активно используется как манипулятор общественного сознания.
Религиозное мировоззрение
Религиозное мировоззрение
более системно, чем мифологическое,
оно более совершенно в логическом
плане. Системность религиозного сознания
предполагает его логическую упорядоченность,
а преемственность с
Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное.
Оно намного критичнее мифологического, и менее самонадеянно. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.
Противоположностью
Особенности философского (научного) мировоззрения
Философия возникает на рубеже 7-6 вв. до н. э. на основе потребности в целостном понимании мира, как связанного и единого в своей основе. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам, т.е. на смену образу и символу приходит Логос - разум.
В отличие от религиозного
мировоззрения с его
Слово "философ" впервые употребил греческий мыслитель Пифагор (Vв. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.
Философия унаследовала от
мифологии и религии их мировоззренческий
характер, их мировоззренческие схемы,
то есть всю совокупность вопросов
о происхождении мира в целом,
о его строении, о происхождении
человека и его положении в
мире и т. д. Она унаследовала также
весь объем позитивного знания, которое
на протяжении тысячелетий накопило
человечество. Однако решение мировоззренческих
проблем в зарождающейся
Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
После того как сформировались
самостоятельные отрасли
Таким образом из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Мировоззрение человечества
не носит постоянный характер,
оно развивается вместе с
2. На мировоззрение человека
оказывает большое влияние
3. В свою очередь мировоззрение,
развиваясь, оказывает влияние на
развитие общества. Накопившись
качественно и количественно
мировоззрение приводит к