Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:15, реферат
1. Диалектика в исторической философии
2. Идеалистическая диалектика Гегеля
3. Материалистическая философия Маркса
1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.
2.Процесс труда для рабочих принудителен. Но такой труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о. он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма деятельности, специфика для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род человеческий живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в кот главное - труд, производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к природе и производству не как свободе человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.
Не только рабочий, но и все люди являются отчужденными. Отношение между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчужденные. Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же человек становится отчужденным? Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Человеческая собственность - основа экономической жизни. На частной собственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. “Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочеловеком существами. “Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь представление является нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчуждение труда. Что будет, если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.
Характеристика присвоения человеческой собственной сущности, или превращение труда из принудительный в человеческий рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметам труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности 3.присвоение человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми.
Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа челокека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный работает всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.
Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение человеческой собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.
Литература
1. Философский словарь / Под ред. Фролова Т.И.. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1980.
2. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний / Изд. 10-е, М., «Мысль», 1977.