Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:48, реферат
Фантастические темпы развития новейших технологий и перспективы, открывающиеся благодаря им, прогрессирующая «вестернизация» экономических и политических аспектов жизни многих стран мира позволяют многим делать предположения о стремительном приближении человечества к идеалам западной демократии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А. ТОЙНБИ
1.1. Циклический путь развития цивилизации
1.1.1. Генезис
1.1.2. Рост
1.1.3. Надлом
1.1.4. Распад
1.2. Современная ситуация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ССЫЛКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
1.1.1. Генезис
Как уже упоминалось, Тойнби выделяет два пути возникновения цивилизаций: через мутацию примитивного общества и через отчуждение пассивного большинства от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций. Как и следовало ожидать, в обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощью концепции вызов-ответ, отвергая при этом как расовые теории, постулирующие различную «государствообразующую» силу разных рас, так и благоприятные природные условия, якобы являющиеся залогом возникновения цивилизаций. Замечая, что природные условия могут влиять на характер цивилизации, он, однако, говорит, что для успешного зарождения необходимо появление вызова - стимула. Тойнби выделяет пять основных стимулов, которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации.
1.
Стимул природной среды
a) Стимул бесплодной земли
b) Стимул новой земли
2. Стимул окружения
a) Стимул удара (реакция на нападение)
b) Стимул давления («форпост»)
c) Стимул ущемления (бедность, рабство,
национальная дискриминация)
Как видно из приведенного выше списка, стимулы могут быть как природными, так и социальными. Именно появление стимулирующего воздействия со стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его начать развиваться.
Доказывая свое предположение, Тойнби анализирует большое количество различных цивилизаций и в каждом случае находит такой стимул. Среди всех стимулов хотелось бы выделить стимул новой земли, а точнее, его разновидность – стимул заморской миграции. Он не только побуждает общество начать развиваться, но и побуждает делать это на принципиально новой основе: «Другой положительный эффект, возникающий в ходе испытания заморской миграцией, относится к области политической. Складывается принципиально новый тип политической системы – республика, в которой связующий элемент – договор, а не родство»[10].
Что касается зарождения цивилизации из недр материнской цивилизации, то здесь Тойнби также использует концепцию вызов-ответ. Правящее меньшинство, которое больше не является творческим меньшинством, не способно дать ответ на вызов, стоящий перед обществом и разрушающий его. Тогда в среде большинства возникает новое творческое меньшинство, действительно способное дать ответ.
Постепенно мимесис народных масс перенаправляется на новое творческое меньшинство, что в дальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации. Таким образом, образование цивилизаций данного типа происходит из-за неспособности старого меньшинства дать успешный ответ на вызов, стоящий перед ним.
1.1.2. Рост
Приступая к анализу стадии роста в цивилизационной концепции Тойнби, необходимо понять, что он считает критерием роста. Прежде всего, территориальная экспансия ни в коей мере не является показателем развития цивилизации. Территориальное расширение обычно сопровождается кровопролитными войнами и свидетельствует скорее не о росте цивилизации, а о регрессе.
Захватывание чужих территорий зачастую говорит о неспособности общества справиться с внутренним вызовом. «Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью и судьбой на гибель»[11].
Тойнби отказывается также в качестве признака роста принимать и рост власти над природой. Прогресс в технике и технологии зачастую вызван не общим развитием общества, а заказом военных, что свидетельствует опять же о надломе. Кроме того, технический прогресс может приводить к идолизации его как единственного критерия развития цивилизации и пренебрежению духовной сферой развития человека. О каком прогрессе может идти речь, если последние достижения науки используются для уничтожения себе подобных? «Влияние Человека на силы Добра и Зла возросло невероятно с освоением новых источников энергии, но это, увы, не прибавило Человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том, что в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм»[12].
Суть же прогресса, по Тойнби, заключается в законе прогрессирующего упрощения – этерификации. Смысл его заключается в том, что прогрессирующая система должна переходить к «энергиям все более и более элементарным, тонким и постигаемым лишь при помощи абстрактных категорий». Закон этерификации проявляет себя многозначно. Сюда попадает как часть и развитие техники, и движение искусства от пластики к музыке. Однако для Тойнби, как человека верующего, наиболее важна религиозная этерификация: «Постепенное восхождение Религии к Богам со все более ясно очерченной личностью и более четко определенными отношениями между собой означает в конечном счете абсорбцию в понятие некой единой божественной личности; и это в свою очередь вызывает переход от внешнего к внутреннему представлению о Боге, переход Религии от статики к динамике»[13].
Этерификация неизбежно ведет к «переносу поля действия» - переходу из макрокосма в микрокосм. Противоречие человек-природа постепенно превращается в противоречие человек-человек, внешний вызов преобразуется во внутренний. Если вначале развития цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы Природы, то по мере развития основными становятся социальные противоречия: борьба между слоями общества, религиозные, национальные вопросы. На уровне человека рост означает все меньшую зависимость от физиологических потребностей и все прогрессирующее влияние нравственных проблем. «Рост означает, что растущая личность или цивилизация стремится создать свое собственное окружение, породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать свое собственное поле действия. Иными словами, критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения»[14].
В результате роста каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, также уникален. Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее развита данная цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем сильнее непохожа она на другие.
Таким образом, по мере роста цивилизаций возникает их дифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре, искусстве. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (у Шпенглера – культур) различием прафеноменов – первичных символов, лежащих в основе каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннее единство всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного пути каждой цивилизации: «Многообразие, представленное в человеческой природе, человеческой жизни и социальных институтах – это искусственный феномен и он лишь маскирует внутреннее единство»[15].
1.1.3. Надлом
Одним из основных постулатов теории Освальда Шпенглера является то, что общества суть живые организмы. А раз так, то каждое общество проходит через стадии, обязательные для любого организма: рождения, роста, увядания и смерти. Однако, как было показано, Тойнби отвергает эту точку зрения, рассматривая общество лишь как поле действия индивидуумов.
Где же тогда следует искать причину надломов цивилизаций? Как уже говорилось, процесс роста цивилизации – это постоянная борьба. С одной стороны, это взаимодействие между вызовами и творческим меньшинством, с другой стороны это постоянное противоречие между меньшинством и косной массой. Надлом может произойти по различным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто не сможет дать адекватный ответ. Другая причина может крыться в природе мимесиса. Мимесис, направленный в будущее означает отказ от обычаев.
Таким образом, система становится слабо сбалансированной и подверженной катаклизмам. Не имея достаточно четкого и однозначного ответа на вопрос о причинах надлома, Тойнби приводит большое количество примеров надломов, из которых можно вычленить несколько групп:
-
Отказ большинства от мимесиса.
Во время катаклизмов большинство может
потерять веру в идеалы меньшинства и,
не имея сдерживающих традиций, оказывается
в «подвешенном» состоянии, что неизбежно
ведет к хаосу.
- Ошибка меньшинства, выраженная в
пассивности после ряда собственных побед.
Общество с таким меньшинством существует
до первого катаклизма, выводящего систему
из «спящего» равновесия.
- Изоляция правящего меньшинства
от общества и, как следствие, вырождение.
- Идолопоклонство - «интеллектуальное
и морально ущербное и слепое обожествление
части вместо целого, твари вместо Творца
и времени вместо Вечности»[16]. В эту категорию
попадает очень широкий спектр надломов.
В частности, сюда попадает современная
западная техногенная цивилизация, спартанская
цивилизация, положившая себя на алтарь
бога Войны.
Как видно, спектр опасностей, подстерегающих цивилизацию на пути ее развития, весьма широк. Однако наступление надлома и гибели не является неизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации.
1.1.4. Распад
Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
1.
Правящее меньшинство, больше не являющееся
творческой силой общество, но усиленно
цепляющееся за власть. С целью удержания
власти оно создает универсальное государство.
2. Внутреннее большинство, не доверяющее
более правящему меньшинству.
3. Внешнее большинство. Оно проявляет
себя в варварских набегах на ослабевшую
цивилизацию.
В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. «Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик – от абсолютной пассивности до крайних форм активности... По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся все более косными, полярными и более значимыми по своим последствиям»[17].
Разложение общества сопровождается полным распадом правящей верхушки и появлением нового творческого меньшинства, вышедшего из пассивного большинства. Именно это меньшинство способно образовать новую цивилизацию. Единственный положительный выход - «преображение», то есть создание пролетариатом новой религии, опирающейся на принципиально иную систему ценностей, нежели разлагающаяся цивилизация.
1.2. Современная ситуация
Какой видится современная ситуация английскому историку? Достижения в технической и политической сферах отнюдь не сделали современное западное общество духовнее. По сути, оно попало в капкан идолопоклонства, где место идола занимает все та же западная демократия. «В секуляризованном западном мире XX века симптомы духовного отставания очевидны. Возрождение поклонения Левиафану стало религией и каждый житель Запада внес в этот процесс свою лепту. Современный западный ренессанс племенной религии эллинистического мира представляет собой чистое идолопоклонство»[18].
Подчинив Церковь государству, общество стало по сути неоязыческим. Как религиозный человек, Тойнби ищет спасение в мировой Церкви, в религии как средстве примирения всех жителей Земли. «Душа, озаренная высшей религией, может достигнуть большего в благоустройстве земной жизни, чем душа языческая. Озарение душ светом высших религий определяет духовный прогресс человека»[19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном работе были представлены основные положения исторической концепции английского историка Арнольда Тойнби. Его теория является циклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к одной общей цели. В то же время она и не трактует историю как бесцельный круговорот различных культур и цивилизаций. В противоположность жизненному циклу культуры по Шпенглеру цикл цивилизации по Тойнби не является таковым в строгом смысле этого слова.
Жизнь цивилизации – это скорее непрерывное поступательное движение по пути духовного развития, на котором постоянно возникают ловушки, способные надломить и даже разрушить цивилизацию. Движение по этому пути – дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия и не упустить этот шанс – задача индивидуумов, составляющих данное общество. Именно человек ответственен за рост своего общества. «Пока есть жизнь, есть надежда … что с Божьей помощью человек – хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти, хотя бы в чем-то»[20].
ССЫЛКИ
1.
Ф. Фукуяма. «Конец истории?» США: Экономика,
политика, идеология. №5 1990.
2. О. Шпенглер. Закат Европы: Очерки
морфологии мировой истории. Образ и действительность.
Т. I. Минск: «Попурри», 1998, с. 29.
3. А. Тойнби. Цивилизация перед судом
Истории. С-Пб.: «Ювента», 1995, с. 25.
4. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 40.
5. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 81.
6. Там же, с. 251.
7. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 300.
8. Там же, с. 120.
9. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 254.
10. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 136.
11. Там же, с. 224.
12. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 227.
13. Там же, с. 238.
14. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 250.
15. Там же, с. 293.
16. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 310.
17. Там же, с. 358.
18. А. Тойнби. Постижение Истории. М.:
«Прогресс», 1990, с. 530.
19. Там же, с. 540.
20. А. Тойнби. Цивилизация перед судом
Истории. С-Пб.: «Ювента», 1995, с. 40.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.
А. Тойнби. Постижение Истории. М.: «Прогресс»,
1990.
2. А. Тойнби. Цивилизация перед судом
Истории. С-Пб.: «Ювента», 1995.
3. О. Шпенглер. Закат Европы: Очерки
морфологии мировой истории. Образ и действительность.
Т. I. Минск: «Попурри», 1998.