Истоки Древнегреческой философии. Ранняя Древнегреческая философия. Учение Парменида о бытии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:17, реферат

Описание работы

История древнегреческой философии – это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений. На протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Содержание

Истоки Древнегреческой философии………………………………………2
Ранняя Древнегреческая философии……………………………………….5
Учение Парменида о бытии…………………………………………………8
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

    Мир бытия и чувственный мир впервые  в истории человеческого мышления сознательно противополагаются: первый - это истинный мир, второй - мир видимости, мнения. Первый познаваем, второй недоступен познанию.

Два пути

    Парменид  написал поэму, которая также  называется "О природе”. Эта поэма  состоит из двух частей — "Путь истины”  и "Путь мнения”. "Путь истины”  излагает учение Парменида, по поводу "Путь мнения” мнения разных толкователей расходятся: непонятно зачем в одной поэме философу излагать два совершенно противоположных взгляда на мир? Однако "Путь истины” излагает настолько необычную, настолько противоречащую здравому смыслу картину мира, что, по всей видимости, сам Парменид посчитал необходимым описать то, из чего состоит мир, хоть таким, каким он нам кажется. Может быть, это неистинный мир, но он тем не менее нам кажется и также заслуживает того, чтобы его описали. Но внимание философов всегда, естественно, привлекает первая часть поэмы — "Путь истины”.

    Сюжетно поэма, написанная в стихах, построена  так: в "Проэмии” описывается, как  богиня справедливости Дикэ ведет Парменида, а богини-девы несут колесницу  с автором к дверям дворца, в котором ему богиня рассказывает истинное положение вещей. В "Пути истины” в первую очередь выделяются два положения Парменида. Первое: "То, что есть — есть, то, чего нет, — нет”. Иногда это еще называют первой формулировкой закона тождества. Это действительно тавтология, само собой разумеющееся. Второе положение Парменида не совсем очевидно, ибо оно гласит: "Мыслить — то же, что быть”, или в другой формулировке, философской: "Мышление и бытие — одно и то же”. Казалось бы можно всегда возразить. Ведь помыслить можно что угодно, какую угодно химеру, кентавра, леших, но из этого не следует, что они на самом деле существуют. Но попробуйте представить себе кентавра, состоящего из несуществующих частей. Кентавра мы представляем себе как некое существо, состоящее из лошади и человека, т.е. из того, что существует. Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего. Попробуйте помыслить несуществующее, т.е. небытие. Не несуществующую вещь, а небытие. Этого вы не сможете сделать. Этот тезис Парменида на самом деле отнюдь не случаен, потому что выводы, которые следуют из его философии, настолько противоречат здравому смыслу, что тут же может появиться стремление обвинить его и сказать, что между доказанным и существующим в действительности нет ничего общего, разум — это не бытие, и его выводы не могут служить основой для бытия. Именно поэтому с самого начала Парменид указывает, что мыслить — это то же, что быть, что логические аргументы относятся не просто к области разума, но и к области бытия, и то, что мы с вами исследуем при помощи разума, непосредственно относится к бытию.

      Из первого тезиса следуют  такие выводы: поскольку существует  лишь то, что существует, а то, что не существует, не существует, поэтому существует только бытие. Если существует только бытие, то оно неделимо. Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет. Даже если бы мы и представили, что существуют некоторые части этого бытия, то они не могут двигаться, поскольку движение бытия возможно только в небытии. Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует некое небытие. Поэтому движения в мире также нет. То, что нам кажется существующей множественность вещей, и то, что мы верим в движение этих частей, — это лишь нам кажется. В действительности бытие нерожденно и не подвержено гибели. Оно существовало всегда, вечно и будет существовать всегда. Оно однородно, бездрожно, т.е. в любой своей части оно не двигается, оно одно, не может быть двух бытии. Оно простое, ни из чего не возникло, неделимо, вездесуще, непрерывно. Вслед за Ксенофаном он утверждает, что бытие имеет форму шара.

6 признаков бытия:

1) бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

3) бытие целокупно,  т.е. не состоит  из многих частей;

4) бытие единородно, что надо понимать  в смысле его  единственности;

5) бытие неподвижно;

6) бытие закончено  или совершенно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 4. Литература

  1. Асмус В.Ф. Античная философия, М., 1989
  2. История философии /под ред. Мапельман В.М., Пенькова Е.М., М., 1997
  3. История философии в кратком изложении /пер. с чешского И.И.Богута, М., 1976
  4. Кессиди Ф.Х. Сократ, М., 1976
  5. Радугин А.А. Философия, М., 1999
  6. Рассел Б. История западной философии, Новосибирск, 1994
  7. Философский энциклопедический словарь, М., 1989
  8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М., 1991
  9. Спиркин А.Г. Философия, М., 2007

Информация о работе Истоки Древнегреческой философии. Ранняя Древнегреческая философия. Учение Парменида о бытии