Истина и заблуждение. Знание и вера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются или средств и путей достижения истины, или форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.д.
Вообще понятие истины является одной из важнейших мировоззренческих проблем наравне с такими, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От понимания сущности истины и возможных путей ее достижения зависит жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.
При этом постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.

Содержание

Введение - 3 -
1. Понятие истины. Теории истины - 4 -
2. Истина в соотношении с заблуждением и ложью - 9 -
3. Вера и знание - 12 -
Заключение - 18 -
Список использованной литературы - 20 -

Работа содержит 1 файл

Истина и заблуждение. Знание и вера.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

     Проблема  истины является ведущей в философии  познания. Все проблемы философской  теории познания касаются или средств  и путей достижения истины, или форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.д.

     Вообще  понятие истины является одной из важнейших мировоззренческих проблем  наравне с такими, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От понимания  сущности истины и возможных путей ее достижения зависит жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.

     При этом постоянный спутник истины в  любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.

     Граница между вопросами объясняемыми науками   и бессмысленными с их позиций  является подвижной и условной. Но такая граница существует, как  существует объективный процесс  преодоления этой границы.

     Человеческий  мир сложен, более неуловим для  науки. Не случайно, что гуманитарные науки менее развиты, чем естественные, здесь меньше общепризнанных теорий и больше разномыслия и неоднозначности. Изучение единичного, уникального, субъективного ещё более трудно.

     Таким образом, научный анализ имеет свою специфику, и, следовательно, ограниченную сферу применимости. Возникает вопрос, как соотносятся вера и знание в научном познании? 

 

1. Понятие истины. Теории  истины

     На  вопрос «Что такое истина?» ответы могут быть самыми разными: «истина  – это то, что не подлежит сомнению»; «истина – это то, что мы видим, слышим, то, что существует в действительности»; «истина – это доказанные положения науки» и пр. Именно поэтому в настоящее время существует несколько теорий истины. Некоторые из них мы коротко рассмотрим ниже.

     Классическая  концепция истины. Именно с этой теории начинается теоретическое исследование истины. И до сих пор она является основной. Согласно ей, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Именно так истину понимал еще Аристотель, его определение дословно гласит: «Говорить о сущем, что его нет, или о несущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и несущее не есть, - значит говорить истинное».

     Действительность  в данном определении понимается очень широко. Это не только объективная реальность, внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастические, сказочные, мифологические, вымышленные, абстрактные и теоретические области рассуждения.

     Исследования  показали возможность применения классической концепции истины к любым мыслимым мирам, но в этом случае она должна быть уточнена следующим образом. Знание является истинным, если оно прежде всего формально корректно. А под формальной корректностью разумеют непротиворечивость того мира, к которому относится данное знание. Непротиворечивость делает возможным осуществление мыслительной деятельности по отношению к мыслимым мирам, какими бы они по своей природе ни были.

     Для классической концепции истины характерны следующие принципы:

  • действительность не зависит от мира знания;
  • между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие;
  • существует критерий установления соответствия мыслей действительности;
  • сама теория соответствия логически непротиворечива.

     Казалось  бы, классическая теория истины настолько  ясна, что не может порождать каких-то серьезных проблем. И длительное время к ней относились как  к чему-то очевидному и само собой  разумеющемуся. Однако постепенно стали  выявляться слабые стороны этой теории.

     Во-первых, вызывала дискуссии неопределенность понятия "соответствие". Как можно  сравнивать знание, которое является чем-то идеальным, с материальными  вещами? Для этого был бы нужен  некий божественный, абсолютный наблюдатель, который видел бы вещи такими, какими они есть на самом деле. Человеку такого не дано. На самом деле мы сравниваем знание с фактами, но факты также выражаются в утверждениях. Таким образом, мы устанавливаем лишь соответствие одних утверждений другим. Во-вторых, как быть с утверждениями типа "энергия сохраняется", "все имеет причину"? С какого рода конкретными объектами или фактами можно соотносить подобные утверждения, относящиеся ко всему на свете? Наконец, можно указать на плюрализм истины. Например, человека изучает множество наук. Для биологии и медицины человек суть живой организм, для антрополога и социолога - субъект культуры и общества, для экономиста - производитель и потребитель товаров, для специалиста по этике - автономный моральный субъект. Этот перечень можно продолжить. Каждая из этих наук дает свое знание о человеке, и их трудно свести в единую картину. Какую же из этих истин следует предпочесть?

     Эти и другие трудности корреспондентной теории истины привели к тому, что  многие стали считать, что истина - это только регулятивная идея, идеал, к которому нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В этой ситуации появились также иные, чем классическая, концепции истины: когерентная и прагматическая.

     Когерентная концепция истины. Существуют два варианта когерентной теории истины. Один из них вводит новое понятие истины, как когерентности знаний, которое предполагается вместо прежнего понятия истины, как соответствия знаний действительности. Другой вариант утверждает, что соответствие знаний действительности может быть установлено только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины.

     Эти теории используют логико-семантическую  верификацию или фальсификацию  суждений.

     Понятие "верификация" (от лат. verus - истинный и facio - делаю) обозначает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Последняя заключается в соотнесении данного утверждения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают верификацию прямую (напрямую выходящую к фактам или экспериментальным данным) и опосредованную (выходящую к ним через другие проверенные положения).

     Понятие "фальсификация" (от лат. falsus - ложный и facio - делаю) обозначает процедуру, устанавливающую  ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки. Этот процесс описывается логической схемой "модус толленс": если А, то В; неверно В, следовательно, неверно и А.

     Исходным  пунктом теории истины как когерентности можно считать убеждение, высказанное О. Нейратом: «Высказывания сравниваются с высказываниями, а не с «переживаниями», не с «миром» или чем-то еще. Все эти бессмысленные удвоения являются более или менее утонченной метафизикой и поэтому должны быть отклонены». Критерием истины выступает здесь когерентность, то есть согласованность и непротиворечивость системы высказываний.

     Основным  недостатком такой теории является то, что в ней минимизировано отношение  к реальному миру как к релевантной  для рассуждений об истине инстанции. Обычно сторонники этой концепции, среди которых наиболее известным был Гегель, придерживаются философского монизма - представления о том, что мир суть единое целое, в нем все, даже самые мельчайшие и незначительные явления связаны между собой. Поэтому знание об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом. Как таковая, истина одна, и частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей - абсолютной истины.

     Прагматическая  концепция истины. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. Один из основателей прагматизма, американский психолог и философ У.Джеймс (1842-1910), например, полагал, что вопрос об истинности суждения "Бог существует" не зависит от реальности существования Бога, а его истина обусловлена тем, что убежденность в его существовании имеет благотворные последствия для человеческого общежития. В метафизических сферах истинность нашего знания удостоверяется его прямой практической применимостью. Если на основе определенного знания строятся самолеты, которые летают, или мосты, которые не падают вниз, значит, это знание истинно. В этом понимании именно практика, а не точное описание действительности, есть критерий истины.

     Несомненно, мы широко используем этот критерий. Проверенное  в своих последствиях и приложениях, практически полезное знание вызывает куда больше доверия, чем бесполезные, не находящие подтверждения на практике спекуляции. Но, как и в предшествующей концепции, одного этого оказывается мало. Прагматической трактовке истины также недостает интуитивно ощущаемого требования к истине как адекватному соответствию реальности. Известно, например, что в мореплавании весьма удобными и практически эффективными являются навигационные расчеты на основе геоцентрической ("птолемеевской") модели. Но нельзя же на этом основании считать, что она более истина, чем гелиоцентрическая ("коперниканская") система. Б. Рассел указывал, что сведение истинности к проверке последствиями может привести к парадоксальным результатам. Представим себе на минуту, например, что нацисты выиграли войну. Так что же, нужно считать, что их человеконенавистнические учения в такой ситуации выдержали проверку и являются прагматически "истинными"?

     Итак, существует достаточно большое количество подходов к рассмотрению понятия  истины. И каждый из них не окончателен, каждый имеет положительные и  отрицательные стороны.

 

2. Истина в соотношении с заблуждением и ложью

     Постоянный  и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углубления – заблуждение.

     Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Так же как в научной астрономии содержатся заблуждения, но в целом эта система истинного знания, подтвержденная наблюдениями.

     Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый  момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого "грандиозного заблуждения" как алхимия происходило  формирование химии как науки о веществе.

     Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения  научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и  философские и т.д. Среди последних  существуют такие как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

     Антиподом истины является ложь.

     Ложь  обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений  в истину.

     Ложь  укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди; она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется "встреча" интересов индивидов и социальных групп. Дело не в том, имеется она или нет (простой жизненный опыт свидетельствует о наличии лжи), а в том, каков ее удельный вес в каждом конкретном случае.

     В небольшой книжке К. Мелитана "Психология лжи", переведенной с французского языка и изданной в России в 1903 году, довольно убедительно показано, как формируется ложь в процессе индивидуального развития человека. В детстве ее причинами становятся развитие воображения в процессе игры, стремление избежать наказания, пример взрослых и т.п. В дальнейшем все большее влияние в этом отношении оказывает общество. Значительное место в комплексе факторов, толкающих человека в эту сторону, начинают занимать страсти, в том числе любовь. Любовь "порождает неисчислимое количество лжи. Тот, кто любит, лжет, чтобы придать себе цену, лжет, чтобы обесценить своего соперника, чтобы возбудить ревность..., чтобы подогреть остывающую любовь, лжет, наконец, когда перестает любить". Ложь вырастает на тщеславии, малодушии, на страсти к успеху, на страсти к прибыли, к власти и мн. др.

     Очевидна  охранительная значимость лжи для  индивидов (наиболее показательны случаи с милосердной ложью у постели  умирающего человека). Однако ложь нередко связана с получением каких-либо преимуществ за счет и в ущерб другим. Есть люди, для которых ложь – принцип их бытия.

     Понятие "ложь" оказывается близким  по смыслу к понятию "дезинформация". Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой.

Информация о работе Истина и заблуждение. Знание и вера