Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:21, контрольная работа
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.
1. Введение.
2. Что есть истина?
3. Абсолютная и относительная истины.
4. Ценность истины.
5. Список использованной литературы.
Федеральное
агентство высшего образования
РФ ГОУ ВПО «Башкирский
Башкирская
Академия комплексной безопасности
предпринимательства
Кафедра
философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии
Истина
абсолютная и относительная
Выполнил:студент группы
ЭУКЗУ – 01-07
Тарзимин Р. Р.
Утвердил: преподаватель
кафедры философии
Рудкевич Е. Д.
Уфа
– 2009
ПЛАН
1. Введение.
2. Что есть истина?
3. Абсолютная и относительная истины.
4. Ценность истины.
5. Список использованной
литературы.
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».
Очень важно: от того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.
Важное
место в теории познания занимают
формы истины: относительная и
абсолютная, в которых я попытаюсь
разобраться, но сначала разберем само
понятие истины.
Что
есть истина?
Имеются разные понимания и трактовки истины. Вот некоторые из них: «Истина – это соответствие знаний действительности»; «Истина– это опытная подтверждаемость»; «Истина – это свойство самосогласованности знаний»; «Истина – это полезность знания, его эффективность». От того, как трактуется истина зачастую зависит и жизненная позиция человека. Примером тому может служить свидетельство нидерландского физика, создателя классической электронной теории Х. А. Лоренца. Говоря в 1924 г. о развитии своей научной деятельности, приведшей к электронной теории, он, в частности, заявил, что видел в квантовом атоме неразрешимое противоречие, которое приводило его в отчаяние. «Сегодня, - признавал он, - утверждаешь прямо противоположное тому, что говорил вчера; в таком случае вообще нет критерия истины, а следовательно, вообще неизвестно, что значит наука. Я жалею, что не умер пять лет тому назад, когда этих противоречий не было». Этот факт показывает то драматическое положение, в котором порой оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, считавшихся истинными.
Проблема истины не такая уж тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом можно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Является ли оно с позиции науки нашего времени истиной или заблуждением? Для квалификации ее в качестве истины как будто нет оснований: современная наука доказала делимость атомов. Ну а является ли она заблуждением? Интересно, не правда ли, если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом? Как может какая – либо концепция, подтвердившая свою истинность на практике (а таковой и была атомистическая концепция Демокрита), оказаться ложной? Не придем ли мы в таком случае к признанию того, что и сегодняшние теории – социологические, биологические, физические, философские – только «сегодня» истинные, а завтра, через 10 или 100, 300 лет будут уже заблуждениями? Так чем же мы сегодня занимаемся: не заблуждениями ли, не их ли созданием, развертыванием? Получается, что мы приходим к оправданию открытой конъюнктурщины. Поскольку мы этого делать не хотим, постольку альтернативное утверждение, что концепция Демокрита есть заблуждение – тоже приходится отбросить. Итак, атомическая концепция атичного мира, да и атомическая концепция XVII – XVIII вв. не истина и не заблуждение.
Вообще, опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания – негладкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того, чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испилили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимаешь неверные положения. Заблуждения представляют собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Так что же такое истина?
Обычно
истину определяют как соответствие
знания объекту или же, истина –
знание, соответствующее своему предмету,
совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное,
правильное отражение действительности
– в живом созерцании или в мышлении. Истина
– это адекватная информация об объекте,
получаемая посредством его чувственного
или интеллектуального постижения либо
сообщения о нем и характеризуемая с точки
зрения ее достоверности. Таким образом,
истина существует не как объективная,
а как субъективная, духовная реальность
в ее информационном и ценностном аспектах.
Ценность знания определяется мерой его
истинности. Другими словами, истина есть
свойство знания, а не самого объекта познания.
Не только совпадение знания с предметом,
но и предмета с познанием. Мы говорим,
например, об истинном друге и понимаем
под этим человека, поведение которого
соответствует дружбе. Истина предметна,
ее нужно не только постичь, но и осуществить.
Нужно создать предметный мир, соответствующий
нашим понятиям о нем, нашим моральным,
эстетическим, социально – политическим,
экономическим потребностям и идеалам.
Такое понятие истины открывает
более тонкие и адекватные ее связи с Красотой
и Добром, превращая их единство во внутреннее
дифференцированное тождество. А вот трактовка
истины по философскому словарю: «истина
– верное, правильное отражение действительности
в мысли, проверяемое, в конечном счете,
при помощи критерия практики. Характеристика
истинности относится именно к мыслям,
а не к самим вещам и средствам их языкового
выражения. Марксизм впервые сумел дать
последователю материалистическое обоснование
понимания истины, указал новые диалектические
аспекты ее изучения (Объективная истина,
Абсолютная и Относительная истины, Конкретность
истины, Критерий истины)».
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Итак, истина «не сидит в вещах» и «не создается нами»; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей, изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику. Обратимся к философскому словарю за более конкретной трактовкой: «Абсолютная и относительная истина – категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношения между:1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем в процессе развития наук;2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение об абсолютной и относительной истине дает ответ на вопрос: «могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно? »(В.И.Ленин). В связи с этим абсолютная истина понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности и как тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Непереходимой грани между абсолютной истиной и относительной истиной нет и быть не может. Из суммы относительной истины складывается абсолютная истина. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер развития познания. В процессе развития науки мы все глубже и полнее раскрываем свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию. Абсолютная истина, что подтверждается успешным применением теории на практике (в технике, в технологии производства и т.п.). с другой стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (например, гипотеза о существовании эфира), другие подтверждаются и становятся доказанными истинами (например, гипотеза о существовании атомов); одни понятия устраняются из науки (например, «теплород» и «флогистон»), другие уточняются, обобщаются. Приведу еще один интересный пример: теория классической механики и теория относительности. Классическая механика как изомфорное отображение определенной сферы деятельности считалась истинной теорией без всяких ограничений, то есть истинной в некотором абсолютном смысле, поскольку с ее помощью описывались и предсказывались реальные процессы механического движения. С возникновением теории относительности было выяснено, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. Изоморфизм теории как образа механического движения перестал со времени быть полным; в предметной области были раскрыты соотношения между соответствующими характеристиками механического движения (при больших скоростях), которые не выполнялись в классической механике. Классическая (с внесенными в нее ограничениями) и релятивистская механика, рассматриваемые уже как соответствующие изоморфные отображения, связанные между собой как истина менее полная и истина более полная. Учение об истине абсолютной и относительной конкретизируется в науке в принципе соответствия. Оно направлено против метафизики, объявляющей каждую истину вечной, неизменной, и против различных идеалистических концепций релятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть объективной истины.
Итак, абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во – первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во – вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» и т. д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (примеры я приводил выше). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.
Наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере – истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности и еще раз относительности нашего знания.
И в конце, я хочу поведать о ценности истины. Истина – величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно – психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов народа составляли смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.
Духом
бескорыстного искания истины полна
история цивилизации. Для подвижников
науки, искусства искание истины
всегда составляло и составляет смысл
всей жизни. Память о них хранят благодарные
потомки. История помнит искателей истины,
рисковавших ради нее репутацией, подвергавшихся
травле, обвинявшихся в шарлатанстве,
умиравших нищими. Такова судьба многих
новаторов, пионеров науки. У входа в храм
науки, как и у входа в ад, должна быть надпись:
«Страх не должен подавать совета!»