Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:43, реферат
Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи, как "любовь", не существует. "Любовь" - это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить - это форма продуктивной деятельности.
Введение 3
1. Любовь как способ человеческого существования 5
2. Искусство любви Эриха Фромма 14
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Широко распространено мнение, что любить других это добродетельно, а любить себя это порочно. Считается что любовь к себе – синоним эгоизма. Но Фромм отрицает это и выстраивает следующую логическую цепочку. «Если добродетельно любить своего ближнего как человеческое существо, то должно быть добродетелью – а не пороком – любить и себя, так как я тоже человеческое существо». Любовь к своему «я» нераздельна, связанна с любовью к другому человеку. Фромм утверждает что человеческое «я» является таким же объектом, как и любой другой человек.
Возникает вопрос, что же тогда такое эгоизм, если не любовь к себе? Фромм говорит, что эгоист любит себя не слишком сильно, а напротив слишком слабо, можно даже сказать, что он ненавидит себя. «Из-за отсутствия созидательности, что оставляет его опустошенным и фрустрированным, он неизбежно несчастен и потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует. Кажется, что он слишком носится с собственной персоной, но в действительности это только безуспешные попытки скрыть и компенсировать свой провал по части заботы о своем "я"».2 Эгоистичные люди не способны любить других, но точно также они неспособны, любить и себя, так как эгоизм и любовь к себе это противоположности, которые взаимно исключают друг друга.
Религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, не отличается чем-то, от других типов любви. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Любовь к Богу для человека современного западного мира – «это, в сущности, то же, что и вера в Бога...». Как считает Фромм, Бог для нынешних людей все более становится символом, в котором выражается реальность духовного мира и все то высокое, к чему стремятся сами люди. Характер любви человека к богам соответствует природе любви человека к человеку.
Фромм
рассматривал любовь как искусство,
он определил, что любовь это стремление
к единению. Так же он выделил
отдельные типы любви и дал
им объяснения. Основной его мысль
это то, что истинная любовь не может
быть направлена лишь на один объект. «Если
человек любит только кого-то одного и
безразличен к остальным ближним, его
любовь – это не любовь, а симбиотический
союз»8.
Заключение
Эрих Фромм
– известный психоаналитик прошлого столетия,
один из немногих современных философов,
который описал феномен любви в жизни
человека
Любовь, не птица счастья, которая садиться
на плечо, и главное ее не спугнуть. Это
чувство, которое требует определенной
личностной зрелости и понимания той ответственности,
которая необходима при сближении со второй
половинкой.
Любовь предстает перед нами , как способ
единения с внешним миром, как возможность
ощутить свою индивидуальность. Любовь
– это объединение с кем- либо при сохранении
целостности собственной личности, только
при таких условиях человек может прийти
к полной самореализации. Любовь - это активная
сила в человеке, сила, которая рушит стены,
отделяющие человека от его ближних; которая
объединяет его с другими; любовь помогает
ему преодолеть чувство изоляции и одиночества;
при этом позволяет ему оставаться самим
собой, сохранять свою целостность. В любви
имеет место парадокс: два существа становятся
одним и остаются при этом двумя. Любовь
возможна, только если два человека связаны
друг с другом центрами существования,
а значит каждый из них воспринимает себя
из глубины своего существования. Только
в таком „ центральном переживании"
состоит человеческая реальность, только
здесь жизненность, только здесь основа
любви. Любовь, так переживаемая, это постоянный
риск, это состояние не отдыха, а движения,
роста, работы сообща; наличие гармонии
или конфликта, радости или печали является
вторичным по отношению к основному факту,
что два человека чувствуют полноту своего
существования, в единстве друг с другом
каждый из них обретает себя, а не теряет.
Список использованной литературы: