Искусство любви Эриха Фромма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:43, реферат

Описание работы

Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи, как "любовь", не существует. "Любовь" - это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить - это форма продуктивной деятельности.

Содержание

Введение 3

1. Любовь как способ человеческого существования 5

2. Искусство любви Эриха Фромма 14

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

реферат по философии Фрома-любовь.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

  Широко  распространено мнение, что любить других это добродетельно, а любить себя это порочно. Считается что  любовь к себе – синоним эгоизма. Но Фромм отрицает это и выстраивает следующую логическую цепочку. «Если добродетельно любить своего ближнего как человеческое существо, то должно быть добродетелью – а не пороком – любить и себя, так как я тоже человеческое существо». Любовь к своему «я» нераздельна, связанна с любовью к другому человеку. Фромм утверждает что человеческое «я» является таким же объектом, как и любой другой человек.

  Возникает вопрос, что же тогда такое эгоизм, если не любовь к себе? Фромм говорит, что эгоист любит себя не слишком сильно, а напротив слишком слабо, можно даже сказать, что он ненавидит себя. «Из-за отсутствия созидательности, что оставляет его опустошенным и фрустрированным, он неизбежно несчастен и потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует. Кажется, что он слишком носится с собственной персоной, но в действительности это только безуспешные попытки скрыть и компенсировать свой провал по части заботы о своем "я"».Эгоистичные люди не способны любить других, но точно также они неспособны, любить и себя, так как эгоизм и любовь к себе это противоположности, которые взаимно исключают друг друга.

  Религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, не отличается чем-то, от других типов любви. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Любовь к Богу для человека современного западного мира – «это, в сущности, то же, что и вера в Бога...». Как считает Фромм, Бог для нынешних людей все более становится символом, в котором выражается реальность духовного мира и все то высокое, к чему стремятся сами люди. Характер любви человека к богам соответствует природе любви человека к человеку.

  Фромм рассматривал любовь как искусство, он определил, что любовь это стремление к единению. Так же он выделил  отдельные типы любви и дал  им объяснения. Основной его мысль  это то, что истинная любовь не может  быть направлена лишь на один объект. «Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз»8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

Эрих Фромм – известный психоаналитик прошлого столетия, один из немногих современных философов, который описал феномен любви в жизни человека 
Любовь, не птица счастья, которая садиться на плечо, и главное ее не спугнуть. Это чувство, которое требует определенной личностной зрелости и понимания той ответственности, которая необходима при сближении со второй половинкой.  
Любовь предстает перед нами , как способ единения с внешним миром, как возможность ощутить свою индивидуальность. Любовь – это объединение с кем- либо при сохранении целостности собственной личности, только при таких условиях человек может прийти к полной самореализации.           
Любовь - это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком „ центральном переживании" состоит человеческая реальность, только здесь жизненность, только здесь основа любви. Любовь, так переживаемая, это постоянный риск, это состояние не отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали является вторичным по отношению к основному факту, что два человека чувствуют полноту своего существования, в единстве друг с другом каждый из них обретает себя, а не теряет.

     Список использованной литературы:

  1. Э.М. Телятникова. О жизни и творчестве Э. Фромма. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990
  2. Э. Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990
  3. Э. Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990
  4. Л.А. Чернышева. Разумность добра. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Человек для себя. Минск, 1992

Информация о работе Искусство любви Эриха Фромма