Искусство любить

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:19, сочинение

Описание работы

Чтение этой книги принесет разочарование тому, кто ожидает доступной инструкции в искусстве любви. Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости.

Работа содержит 1 файл

Эрих Фромм.docx

— 170.23 Кб (Скачать)

Проблема познания человека аналогична религиозной проблеме познания бога. В конвенциональной западной теологии делалась попытка познать  бога посредством мысли, рассуждая  о боге. Предполагалось, я могу познать  бога посредством своей мысли. В  мистицизме, который представляет собой  последовательный результат монотеизма (как я попытаюсь показать позднее) попытка познать бога посредством  мысли была отвергнута и заменена переживанием единства с богом, в  котором не оставалось больше места  – и необходимости – для рассуждения о боге.

Переживание единства с человеком, или в плане религиозном с  богом, не является актом иррациональным. Напротив, как отмечал Альберт  Швейцер, это следствие реализма, наиболее смелое и радикальное его следствие. Она основывается на нашем знании фундаментальных, а не случайных границ нашего знания. Это знание, что мы никогда не «ухватим» тайну человека и универсума, но что мы все же можем обретать знание в акте любви. Психология как наука имеет свои пределы, и как логическим следствием теологии является мистицизм, так конечным следствием психологии является любовь.

Забота, ответственность, уважение и знание взаимозависимы. Они представляют собой набор установок, которые должны быть заложены в зрелом человеке, т. е. в человеке, который развивает свои созидательные силы, который хочет иметь лишь то, что он сам создал, который отказывается от нарциссистских мечтаний о всезнании и всемогуществе, который обрел смирение, основанное на внутренней силе, которую может дать только истинно созидательная деятельность.

До сих пор я говорил  о любви, как преодолении человеческого  одиночества, осуществлении страстного желания единства. Но над всеобщей жизненной потребностью в единстве возвышается более специфическая, биологическая потребность: желание  единства мужского и женского полов. Идея этой поляризации наиболее сильно выражена в мифе о том, что первоначально  мужчина и женщина были одним  существом, потом были разделены  на половинки, и поэтому каждая мужская  половинка ищет прежнюю женскую  часть себя, чтобы объединиться с  ней опять. (Та же самая идея первоначального  единства полов содержится в библейской истории о том, что Ева была создана из ребра Адама, хотя в  этой истории, в духе патриархальности, женщина считается существом  второстепенным.) Значение мифа достаточно ясно. Половая поляризация заставляет человека искать единства особым путем, как единства с человеком другого  пола. Полярность между мужским и  женским началом существует также  внутри каждого мужчины и каждой женщины. Как физиологически каждые мужчина и женщина имеют противоположные  половые гормоны, также двуполы  они и в психологическом отношении. Они несут в самих себе начала, заставляющие получать и проникать  вглубь, начала материи и духа. Мужчина  и женщина обретают внутреннее единство только в единстве своей мужской  и женской полярности. Эта полярность составляет основу всякого созидания.

Женско-мужская полярность также является основой для межличностного созидания. Это очевидно проявляется  в биологическом отношении, где  единство спермы и яйцеклетки дает основу для рождения ребенка. Но и  в чисто психической сфере  дело обстоит не иначе; в любви  между мужчиной и женщиной каждый из них рождается заново. (Гомосексуальное  отклонение – это неспособность достижения поляризованного единства, и следовательно гомосексуалист страдает от непреодолимого одиночества; этой беде подвержен и гетеросексуалист, неспособный к любви).

Та же самая полярность мужского и женского начал существует и в природе; не только как нечто  очевидное в животных и растениях, но также и в полярности двух основных функций, функции получения и  функции проникновения вглубь. Есть полярность земли и дождя, реки и  океана, ночи и дня, тьмы и света, материи и духа. Эта идея прекрасно  выражена великим исламским поэтом и мистиком Руми:

Никогда влюбленный не ищет один,

не будучи иском своей возлюбленной.

Когда молния любви ударяет в сердце,

Знай, что  в этом сердце уже есть любовь.

Когда любовь к богу взрастает в твоем сердце,

То, без сомнения, бог полюбил тебя.

Звуки рукоплесканий  не в силах

Произвести  одна рука без другой.

Божественная  мудрость все предвидела

И она велит  нам любить друг друга.

Потому что  назначение каждой части мира

В том, чтобы  образовать пару со своим суженым.

В глазах мудрецов Небо – мужчина, а Земля – женщина,

Земля хранит то, что изливается с Неба.

Когда Земле  не хватает тепла, Небо его посылает.

Когда она  утрачивает свою свежесть,

Небо ее возвращает и обновляет Землю.

Небо кружится по своим орбитам,

Как муж, заботящийся  о благе жены своей.

И Земля занята работой вместе с хозяйками,

Помогает  при родах и присматривает  за младенцами.

Уважай Землю  и Небо как наделенных мудростью,

Ибо они исполняют  работу мудрецов.

Если двое не доставляют наслаждения друг другу,

Почему они  льнут друг к другу подобно  влюбленным?

Без Земли  как зацветет цветок и дерево,

Но разве  и Небо не дало им свое тепло и  воду?

Как бог вложил желание в мужчину и женщину,

Чтобы продолжать мир от их союза,

Так внушил он каждой части существования,

Чтобы она  желала другой части.

День и  Ночь по виду враги,

Однако оба  служат одной цели.

Любят друг друга  ради совершения общего дела

Без Ночи природа  человека не получала бы того

Богатства, которое  тратит День[10 - R.A. Nicholson. Rumi. Georg allen and Unwin. Ltd. London. 1950. р.р. 122-123. Перевод Л. Чернышевой.].

 

Проблема женско-мужской  полярности требует дальнейшего  рассмотрения темы любви и пола. Я уже говорил прежде об ошибке Фрейда, который видел в любви  исключительно выражение – или сублимацию –полового инстинкта вместо того, чтобы признать, что половое желание лишь проявление потребности в любви и единстве. Но ошибка Фрейда лежит глубже. В соответствии со своим физиологическим материализмом он видит в половом инстинкте заданного химическими процессами напряжение в теле, причиняющего боль и ищущего облегчения. Цель полового желания состоит в устранении этого болезненного напряжения; половое удовлетворение состоит в достижении такого устранения. Этот взгляд имеет основание в том смысле, что половое желание действует тем же путем, что и голод или жажда, когда организм не получает достаточного питания. Половое желание, согласно данной концепции, это страстное томление, а половое удовлетворение устраняет это томление. На деле же, если принять эту концепцию сексуальности, то идеалом полового удовлетворения окажется мастурбация. Что Фрейд достаточно парадоксально игнорирует, так это психо-биологический аспект сексуальности, женско-мужскую полярность и желание преодолеть эту полярность путем единения. Этой странной ошибке, вероятно, содействовал крайний патриархализм Фрейда, который вел его к допущению, что сексуальность сама по себе является мужской, и следовательно, заставлял его игнорировать специфически женскую сексуальность. Он выразил эту идею в работе «Три взгляда на теорию пола», говоря, что либидо имеет, как правило, мужскую природу, независимо от того, где либидо проявляется, в мужчине или женщине. Та же идея, в рационализированной форме, выражена в фрейдовской теории, где маленький мальчик воспринимает женщину как кастрированного мужчину, и что сама она для себя ищет различных компенсаций отсутствия мужских гениталий. Но женщина это не кастрированный мужчина, и ее сексуальность специфически женская и не относится к «мужской природе».

Половое влечение между полами только отчасти мотивировано необходимостью устранения напряженности, основу же ее составляет необходимость единства с другим полом. На деле эротическое  влечение выражается не только в половом  влечении. Мужественность и женственность  наличествуют в характере также, как и в половой функции. Мужской характер может быть определен как способность проникновения вглубь, руководства, активности, дисциплинированности и отважности; женский характер определяется способностью продуктивного восприятия, опеки, реализма, выносливости, материнства. (Следует всегда иметь в виду, что в каждом индивиде обе характеристики смешиваются, но с преобладанием тех черт, которые относятся к «ее» или «его» полу»). Очень часто, если черты мужского характера у мужчины слабы, потому что эмоционально он остался ребенком, он будет стараться компенсировать этот недостаток преувеличенным подчеркиванием своей мужской роли в сексе. Таков Дон Жуан, которому нужно было доказать свою мужскую доблесть в сексе, потому что он неуверен в своей мужественности в плане характера. Когда недостаток мужественности имеет более крайнюю форму, основным – извращенным – заменителем мужественности становится садизм (употребление силы). Если женская сексуальность ослаблена или извращена, это трансформируется в мазохизм или собственничество.

Фрейда критиковали за такую оценку секса. Эта критика  часто была вызвана желанием устранить  из системы Фрейда элемент, который  возбуждал критику и враждебность среди конвенционально мыслящих людей. Фрейд остро чувствовал эту  мотивацию и по этой причине отверг всякую попытку изменить свою теорию пола. Действительно, в свое время  теория Фрейда имела передовой и  революционный характер. Но то, что  было истинно для 1900 г., не является более истинным 50 лет спустя. Половые нравы изменились настолько сильно, что теория Фрейда никого больше не шокирует в средних классах Запада, и когда ортодоксальные аналитики сегодня все еще думают, что они смелы и радикальны, защищая фрейдовскую теорию пола, это представляет какую-то донкихотскую разновидность радикализма. На самом деле их направление психоанализа конформистское, и оно даже не пытается познать те психологические вопросы, которые повели бы к критике современного общества.

Моя критика теории Фрейда строится не на том, что он преувеличивал  значение секса, а на том, что секс был понят им недостаточно глубоко. Он сделал первый шаг в открытии того значения, какое имеют страсти  в межличностных отношениях, в  согласии со своими философскими предпосылками  он объяснил их физиологически. При дальнейшем развитии психоанализа возникает необходимость откорректировать и углубить фрейдовскую теорию, перенося внимание из физиологического измерения в биологическое и экзистенциальное измерения[11 - Фрейд сам сделал первый шаг в этом направлении в своей поздней концепции инстинктов жизни и смерти. Его концепция творческого начала (эроса), как источника синтеза и объединения, совершенно отлична от его концепции либидо. Но несмотря на то, что теория инстинктов жизни и смерти принята ортодоксальными аналитиками, это принятие не повело к фундаментальному пересмотру концепции либидо, особенно, где дело касается клинической работы.].

 

 

 

Любовь между родителями и детьми

 

Младенец в момент рождения должен был бы испытывать страх смерти, если бы милостливая судьба не предохранила его от всякого осознания тревоги, связанной с отделением от матери, от внутриутробного существования. Даже уже родившись, младенец почти не отличается от себя такого, каким он был до момента рождения; он не может осознать себя и мир, как нечто, существовавшее вне его. Он воспринимает только положительное действие тепла и пищи, и не отличает еще тепло и пищу от их источника: матери. Мать – это тепло, мать – это пища, мать – это эйфорическое состояние удовлетворения и безопасности. Такое состояние, употребляя термин Фрейда, это состояние нарциссизма. Внешняя реальность, люди и вещи имеют значение лишь в той степени, в какой они удовлетворяют или фрустрируют внутреннее состояние тела. Реально только то, что внутри: все, что находится вовне, реально лишь в меру потребностей младенца – а не в смысле объективных собственных качеств.

Когда ребенок растет и  развивается, он становится способным воспринимать вещи как они есть; удовлетворение в питании становится отличным от соска; грудь от матери. В конце концов ребенок воспринимает жажду, удовлетворение молоком, грудь и мать как различные сущности. Он научается воспринимать много других вещей как различные, как имеющие свое собственное существование. С этой поры он учится давать им имена. Через некоторое время он учится обходиться с ними, узнает, что огонь горячий и причиняет боль, материнское тело теплое и приятное, дерево твердое и тяжелое, бумага светлая и рвется. Он учится обходиться с людьми: мать улыбается, когда я ем, она берет меня на руки, когда я плачу, она похвалит меня, если я облегчусь. Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я – ребенок своей матери. Я любим потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я. Это переживание любимости матерью –пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым – материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть – быть ее ребенком. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать – ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни – и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.

Для большинства детей  в возрасте от 8-10 1/2 лет[12 - Ср. описание этого развития у Салливэна в кн. Thе Interpersonal Theory of Psychiatry/ W/W/ Norton and Co/ New York 1953.] проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым – быть любимым за то, что они есть. Ребенок младше этого возраста еще неспособен любить; он благодарно и радостно принимает то, что он любим. С указанной поры в развитии ребенка появляется новый фактор: это новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь. В первый раз ребенок начинает думать о том, как бы дать что-нибудь матери (или отцу), создать что-нибудь – стихотворение, рисунок или что бы то ни было. В первый раз в жизни ребенка идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви. Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов, ребенку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм; другой человек утратит значение всего лишь средства для удовлетворения его собственных потребностей. Потребности другого человека становятся также важны, как собственные – на деле же они становятся даже более важными. Давать становится куда более приятно, более радостно, чем получать; любить даже более важно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек чувствует смысл нового единства, объединения, слиянности. Более того, он чувствует возможность возбуждать любовь своей любовью – и ставит ее выше зависимости получения, когда любят его – из-за того, что он мал, беспомощен, болен – или «хорош». Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».

С развитием способности  любить тесно связано развитие объекта  любви. Первые месяцы и годы это тот  период жизни, когда ребенок наиболее сильно чувствует привязанность  к матери. Эта привязанность начинается с момента рождения, когда мать и ребенок составляют единство, хотя их уже двое. Рождение в некоторых  отношениях изменяет ситуацию, но не настолько  сильно, как могло бы казаться. Ребенок, хотя он теперь уже живет не в  утробе, все еще полностью зависит  от матери.

Однако день за днем он становится все более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать  мир; связь с матерью несколько  утрачивает свое жизненное значение и вместо нее все более и  более важной становится связь с  отцом.

Чтобы понять этот поворот  от матери к отцу, мы должны принять  во внимание существенное различие между  материнской и отцовской любовью. Материнская любовь по самой своей  природе безусловна. Мать любит новорожденного младенца, потому что это ее дитя, потому что с появлением этого  ребенка решилось нечто важное, удовлетворились  какие-то ожидания. (Конечно, когда я говорю здесь о материнской и отцовской любви, я говорю об «идеальных типах» – в понимании Макса Вебера или об архетипе в юнгианском понимании – и не полагаю, что каждый мать и отец любят именно так. Я имею в виду отцовское и материнское начало, которое представляло в личности матери и отца). Безусловная любовь восполняет одно из глубочайших томлений не только ребенка, но и каждого человеческого существа; с другой стороны, быть любимым из-за собственных достоинств, потому что ты сам заслужил любовь – это всегда связано с сомнениями: а вдруг я не нравлюсь человеку, от которого я хочу любви? А вдруг то, а вдруг это – всегда существует опасность, что любовь может исчезнуть. Далее, «заслуженная» любовь всегда оставляет горькое чувство, что ты любим не сам по себе, что ты любим только потому, что приятен, что ты, в конечном счете, не любим вовсе, а используем. Неудивительно, что все мы томимся по материнской любви, и будучи детьми, и будучи взрослыми. Большинство детей имеют счастье получить достаточно материнской любви (в какой степени – это обсудим позднее). Взрослому человеку удовлетворить то же самое томительное желание намного труднее. При самых удовлетворительных условиях развития оно сохраняется как компонент нормальной эротической любви; часто оно находит выражение в религиозных, а чаще в невротических формах.

Информация о работе Искусство любить