Искусство и его роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Содержание

Введение
Определение понятия «искусство»
Происхождение искусства
Искусство и другие формы культуры
Что является критерием художественности
Виды искусства
Цели (задачи) и функции искусства
Стили и направления в искусстве
Роль искусства в жизни человека и общества (создании эстетических ценностей)
Заключение

Работа содержит 1 файл

ИСКУССТВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.docx

— 70.47 Кб (Скачать)

Характерным примером религиозного искусства и его  особенностей является русская православная икона, при создании которой, как  полагают верующие, рукой иконописца водит Бог. Это влечет за собой  индифферентное отношение к конкретному  автору произведения.

В иконописи  органично реализовано стремление в земных образах, материальными средствами передать сверхреальное. Каждый тип иконы строится по сложившимся канонам, большинство из которых в России восходят к византийским образцам.

Иконописное произведение, в отличие от работы светского  живописца, становится не отражением реального  мира, а символом, знаком, посредством  которого человек соприкасается  с Богом. "Несхожесть" мира на иконе  и мира реального - нарочитая, ведь икона - символ мира вечного.

Связь искусства и философии очень глубокая: искусство, как и философия, является самосознанием культуры. Мировоззрение, философия определенной эпохи отражаются в искусстве и символизируются им. Особенно это хорошо заметно в практике модернизма начала ХХ века. В России XIX века в литературных произведениях часто не только поднимались философские вопросы, но и формировались картина мира, философская система (так, например, можно говорить о философии Ф.М. Достоевского, которая запечатлена в его художественных произведениях).

Искусство и техника также взаимодействуют, что особенно ярко проявляется в наше время (примерами могут служить фотография, кино, телевидение, эстрада и т.д.) Так, театр сегодня - не только игра актеров и работа режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля.

Искусство и наука. В античности, когда не существовало еще дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин «tehne» означал и науку, и ремесло, и искусство. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство в строгости мышления не нуждается. Цель науки - познание мира рациональными методами, а для искусства познание действительности  - лишь одна из функций.

Знаменитый  испанский социолог и философ  Х. Ортега-и-Гассет рассматривает искусство и науку как взаимно незаменимые сферы жизнедеятельности. По его словам, «трагедия науки порождает искусство». Там, где беспомощен научный метод, возникает метод художественный. По мнению философа, художник воссоздает не просто вещи в своих произведениях, но ту питательную среду, которая позволяет длиться вечно жизни этих вещей.

Научный метод проявляет себя в абстрагировании  и обобщении. Художественный – в конкретизации и индивидуализации. Научная закономерность или научный вывод апеллируют лишь к сознанию, исключают всякую двусмысленность, неясность.  Наличие последних в работе ученого свидетельствует о ее незавершенности. Произведение художника допускает бесчисленное множество толкований и в этом смысле неисчерпаемо. Каждое поколение включает сообщение художника в контекст своего опыта, своей культуры, своей системы ценностей. «Способность прямого воздействия на подсознание и сверхсознание зрителя представляет одну из самых характерных черт искусства, придает ему особую убедительность, избавляет художника от необходимости логических доказательств истинности своего сообщения о мире и человеке».

По мысли  Гегеля, «более глубокий интерес к  художественным произведениям вызывается тем, что содержание расширяется  и открывается по-иному даже в  пределах тех же самых форм. Все  естественно существующее есть нечто  абсолютно единичное с любой его стороны и в любой его точке. Представление же обладает в себе  определением всеобщности, и все то, что восходит к нему, уже благодаря этому получает характер всеобщности в отличие от природной разрозненности». 

  1.   ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ

В чем же заключается  тайна искусства, что является критерием  художественности его произведений? Духовный мир, выражающий сущность человека, — самый главный и самый  интересный предмет искусства. Магическая притягательность искусства исходит  от его формы, выступающей источником любования, наслаждения, игры духовных способностей человека. Это состояние  художественного восприятия не раз  давало основание утверждать слитность  в художественном образе рационального  и нерационального, эмоционального, неосознанного, интуитивно-психологического, говорить о взаимопереходе и взаимодополнительности этих сторон. Немецкий философ И. Кант считал, что эстетическое переживание — это удовольствие, которое "свободно от всякого интереса"'. Емкую характеристику специфики художественного образа дал отечественный философ А.Ф.Лосев: "Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник, и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ".

Другой важной чертой художественного образа является его условность. Но не фотографичность, не иллюзорность, не натурализм в изображении - первоочередные задачи художественного  творчества. Гёте сказал, что если художник очень похоже нарисует пуделя, то можно порадоваться появлению еще одной собаки, но не произведения искусства.

Вот где ключ к разгадке тайны искусства. С помощью изобразительно-выразительных средств автор должен не только поведать о событии, но внушить аудитории переживания, впечатления, связанные с ним, т.е. художественный образ создается при активном участии воображения. Если псевдоискусство подражает искусству чисто внешне, рассчитано на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое прочтение, "ведь искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного построения образа — через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение"'.

Необходимо добавить, что художественные образы, созданные  искусством, нередко становятся общепринятыми  культурными символами, как, например: Гамлет, Отелло, Фауст, Обломов, Манилов  и т.д. 

  1.   ВИДЫ ИСКУССТВА

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Гегель выделил  и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и  пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура - искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь  материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика  относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими  материалами в трехмерном или  двухмерном пространстве. Их также  называют пластическими искусствами. Между собой они различаются  знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно  не изображают; художественный образ  строится в них неизобразительным  путем. Мысли, чувства, настроения людей они передают косвенным, ассоциативным путем.

Архитектура в  большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами  деятельности людей. Хорошо известно определение  сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность.

Живопись - один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она  получила с распространением техники  масляной живописи (XV в). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых  существ, в ее силах передать почти  любые явления, почти весь видимый  мир. На холсте можно запечатлеть  и масштабное сражение, и закат  над озером, и взгляд, полный радости.

Графика из всех видов изобразительного искусства  наиболее парадоксальна. С одной  стороны, этот вид искусства очень  демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально  на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и прочее) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что  это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать  о том, что в какой-то книге  яркие, многоцветные иллюстрации.

Временные искусства  в системе художественной культуры - литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова - практически всемогуще по своим  изобразительным и выразительным  возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия. Поскольку  язык является основным средством общения  людей, литература кажется самым  простым и общедоступным видом  искусства.

Слово не исчерпывает  образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам  чувств - слуху, осязанию, обонянию. С  помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние  человека.

Традиционно в  литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка - вид  искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством  осмысленных и особым образом  организованных звуковых проследований. Музыка - специфическая разновидность  звуковой деятельности людей. С другими  разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить  средством общения людей и  управления их поведением.

Музыке  доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом в силу ее неизобразительной природы  музыке ближе всего лирика. Музыка может быть синтезирована со словом, пением (вокалом), сценическим действием, что обогащает ее и в формальном, и в содержательном аспектах.

Кроме перечисленных  видов искусства, выделяют также  пространственно-временные, зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства - синтетичные по своей природе. В  них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам  искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и  пантомиму; кроме того, актерское  мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

  1.   ЦЕЛИ (ЗАДАЧИ) И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Искусство выполняет целый ряд функций. Разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство - прежде всего явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.

Многие  наши нереализованные возможности  компенсируются при общении с  искусством (так, например, поставив себя на место персонажа, мы проживаем  еще одну жизнь, отличную от нашей). Происходит своеобразная компенсация нашей будничной жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) – механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

Теоретики во все времена видели в искусстве  явление, которому присущи различные, в зависимости от конкретной концепции, функции и свойства. Это не значит, что цели искусства остаются неясными, просто существовало множество разнообразных  причин для создания разных произведений искусства и множество их толкований. Некоторые из целей искусства перечислены ниже и группируются по степени их осознания на мотивированные и немотивированные.

Немотивированными целями искусства называют такие, которые составляют неотъемлемую часть природы человека, не могут быть сведены к особенностям личности творца и служить какой-либо посторонней, например, утилитарной цели.

  1. Ощущение загадочности. Искусство — это способ ощутить свою связь с Вселенной. Это ощущение часто бывает неожиданным и возникает, когда мы видим произведение искусства, слушаем музыку или стихи.
  2. Воображение. Искусство дает способ применить воображение невербальным способом, без ограничений, накладываемых языком. В то время как слова следуют в строгой последовательности и каждое из них имеет некоторое определенное значение, искусство дает широкий диапазон форм, символов и идей, смысл которых может быть интерпретирован по-разному.
  3. Обращение к неограниченному кругу лиц. Искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к целому миру. Некоторые авторы сознательно оставляют свои творения в малодоступных местах, например, на горных вершинах. Это тоже способ обратиться не к ограниченному кругу зрителей, а к миру в целом.
  4. Ритуальные и символические цели. Во многих культурах красочные ритуалы, представления и танцы являются символом или способом украсить некие события. Сами по себе они обычно не преследуют какую-либо утилитарную цель, но антропологам известен их смысл в рамках данной национальной культуры. Традиции формировались в течение многих поколений и часто первоначально имели определенное космологическое значение, которое впоследствии никто уже не вспоминает.

Информация о работе Искусство и его роль в обществе