Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:27, реферат
Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный) поведение ориентировано на достижение целей без тщательной предварительной оценки сложившейся ситуации и существующих возможностей. Иррациональность подразумевает по большей части необдуманное проявление (мысль, идею, чувство, решение, поступок) человека, основанное на чувственном или интуитивном порыве.
Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный) поведение ориентировано на достижение целей без тщательной предварительной оценки сложившейся ситуации и существующих возможностей. Иррациональность подразумевает по большей части необдуманное проявление (мысль, идею, чувство, решение, поступок) человека, основанное на чувственном или интуитивном порыве.
Иррациональным
является намеренное действие человека,
достаточно информированного и разумного,
чтобы понимать его предвидимые
последствия, включая возможность
значительного возрастания
Человеческие
действия определяются не только желаниями,
но и убеждениями. Если, например, человек
убежден, что такая-то определенная
линия поведения уменьшит для
него риск умереть, пострадать, лишиться
свободы и т.п., или увеличит его
шансы на достижение свободы, получение
удовольствий и пр., то это его
убеждение послужит основанием (причиной,
мотивом) для того, чтобы избрать
данную линию поведения. Наличие
подобного убеждения может
В этом смысле иррациональным человеком принято называть того, кто в большинстве случаев воспринимает окружающую действительность и моделирует решения вне логического обоснования преимуществ одних решений по отношению к возможным другим решениям и не ориентируется в своей деятельности на заранее разработанный алгоритм действий (инструкцию).
Чаще всего иррациональное поведение держится на вере человека в позитивном результате при практически полном непонимании, какими именно средствами и методами желаемый результат будет достигаться.
Принцип иррациональности защищает человека от разрушительной критики собственных мотивов, когда он избегает тщательного предварительного и осознанного моделирования своих действий и поступков, включая оценку перспектив, основанную на существующем опыте. Иррациональное поведение использует ресурсы подсознания, находя нужные ответы и решения спонтанно и непроизвольно уже в процессе активной деятельности.
Как жить в
мире, полном Черных Лебедей
Итак, Чёрных лебедей нельзя предсказать. Но можно научиться жить с ними. Вот несколько советов, которые даёт нам Талеб:
10 принципов Талеба для устойчивого мира «Чёрного лебедя»
Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Посвящается Бенуа Манделъброту, греку среди римлян.
Пролог О птичьем оперении
До открытия Австралии жители Старого Света были убеждены, что все лебеди — белые. Их непоколебимая уверенность вполне подтверждалась опытом. Встреча с первым черным лебедем, должно быть, сильно удивила орнитологов (и вообще всех, кто почему-либо трепетно относится к цвету птичьих перьев), но эта история важна по другой причине. Она показывает, в каких жестких границах наблюдений или опыта происходит наше обучение и как относительны наши познания. Одно-единственное наблюдение может перечеркнуть аксиому, выведенную на протяжении нескольких тысячелетий, когда люди любовались только белыми лебедями. Для ее опровержения хватило одной (причем, говорят, довольно уродливой) черной птицы[1].
Я
выхожу за пределы этого логико-
Во-первых, оно аномально, потому что ничто в прошлом его не предвещало. Во-вторых, оно обладает огромной силой воздействия. В-третьих, человеческая природа заставляет нас придумывать объяснения случившемуся после того, как оно случилось, делая событие, сначала воспринятое как сюрприз, объяснимым и предсказуемым.
Остановимся
и проанализируем эту триаду: исключительность,
сила воздействия и ретроспективная
(но не перспективная) предсказуемость.
Эти редкие Черные лебеди объясняют почти
все, что происходит на свете,—от успеха
идей и религий до динамики исторических
событий и деталей нашей личной жизни.
С тех пор как мы вышли из плейстоцена
— примерно десять тысяч лет назад, —
роль Черных лебедей значительно возросла.
Особенно интенсивный ее рост пришелся
на время промышленной революции, когда
мир начал усложняться, а повседневная
жизнь — та, о которой мы думаем, говорим,
которую стараемся планировать, основываясь
на вычитанных из газет новостях, — сошла
с наезженной колеи.
Подумайте, как мало помогли бы вам ваши знания о мире, «или бы перед войной 1914 года вы вдруг захотели представить дальнейший ход истории. (Только не обманывайте себя, вспоминая то, чем набили вам голову занудные школьные учителя.) Например, вы бы могли предвидеть приход Гитлера к власти и мировую войну? А стремительный распад советского блока? А вспышку мусульманского фундаментализма? А распространение интернета? А крах рынка в 1987 году (и уж совсем неожиданное возрождение)? Мода, эпидемии, привычки, идеи, возникновение художественных жанров и школ — все следует "чернолебяжьей" динамике. Буквально все, что имеет хоть какую-то значимость.
Сочетание малой предсказуемости с силой воздействия превращает Черного лебедя в загадку, но наша книга все-таки не об этом. Она главным образом о нашем нежелании признавать, что он существует! Причем я имею в виду не только вас, вашего кузена Джо и меня, а почти всех представителей так называемых общественных наук, которые вот уже больше столетия тешат себя ложной надеждой на то, что их методами можно измерить неопределенность. Применение неконкретных наук к проблемам реального мира дает смехотворный эффект. Мне довелось видеть, как это происходит в области экономики и финансов. Спросите своего "портфельного управляющего", как он просчитывает риски. Он почти наверняка назовет вам критерий, исключающий вероятность Черного лебедя — то есть такой, который можно использовать для прогноза рисков примерно с тем же успехом, что и астрологию (мы увидим, как интеллектуальное надувательство облачают в математические одежды). И так во всех гуманитарных сферах.
Главное, о чем говорится в этой книге, — это наша слепота по отношению к случайности, особенно крупномасштабной; почему мы, ученые и неучи, гении и посредственности, считаем гроши, но забываем про миллионы? Почему мы сосредоточиваемся на мелочах, а не на возможных значительных событиях, несмотря на их совершенно очевидное гигантское влияние? И — если вы еще не упустили нить моих рассуждений — почему чтение газеты уменьшает наши знания о мире?
Несложно
понять, что жизнь определяется кумулятивным
эффектом ряда значительных потрясений.
Можно проникнуться сознанием роли
Черных лебедей, не вставая с кресла
(или с барного табурета). Вот вам
простое упражнение. Возьмите собственную
жизнь. Перечислите значительные события,
технологические усовершенствования,
происшедшие с момента вашего рождения,
и сравните их с тем, какими они виделись
в перспективе. Сколькие из них прибыли
по расписанию? Взгляните на свою личную
жизнь, на выбор профессии или встречи
с любимыми, на отъезд из родных мест, на
предательства, с которыми пришлось столкнуться,
на внезапное обогащение или обнищание.
Часто ли эти события происходили по плану?
Чего
вы не знаете
Логика Черного лебедя делает то, чего вы не знаете, гораздо более важным, чем то, что вы знаете. Ведь если вдуматься, то многие Черные лебеди явились в мир и потрясли его именно потому, что их никто не ждал.
Возьмем
теракты и сентября 2001 года: если
бы такого рода опасность можно было
предвидеть 10 сентября, ничего бы не произошло.
Вокруг башен ВТЦ барражировали
бы истребители, в самолетах были
бы установлены блокирующиеся
Не странно ли, что событие случается именно потому, что оно не должно было случиться? Как от такого защищаться? Если вы что-нибудь знаете (например, что Нью-Йорк — привлекательная мишень для террористов) — ваше знание обесценивается, если враг знает, что вы это знаете. Странно, что в подобной стратегической игре то, что вам известно, может не иметь никакого значения.
Это относится к любому занятию. Взять хотя бы "тайный рецепт" феноменального успеха в ресторанном бизнесе. Если бы он был известен и очевиден, кто-нибудь уже бы его изобрел и он превратился бы в нечто тривиальное. Чтобы обскакать всех, нужно выдать такую идею, которая вряд ли придет в голову нынешнему поколению рестораторов. Она должна быть абсолютно неожиданной. Чем менее предсказуем успех подобного предприятия, тем меньше у него конкурентов и тем больше вероятная прибыль. То же самое относится к обувному или книжному делу — да, собственно, к любому бизнесу. То же самое относится и к научным теориям — никому не интересно слушать банальности. Успешность человеческих начинаний, как правило, обратно пропорциональна предсказуемости их результата.
Вспомните
тихоокеанское цунами 2004 года. Если
бы его ждали, оно бы не нанесло
такого ущерба. Затронутые им области
были бы эвакуированы, была бы задействована
система раннего оповещения. Предупрежден
— значит вооружен.
Эксперты
и "пустые костюмы"
Неспособность
предсказывать аномалии ведет к
неспособности предсказывать
Но
мы ведем себя так, будто можем
предсказывать исторические события,
или даже хуже — будто можем
менять ход истории. Мы прогнозируем
дефициты бюджета и цены на нефть
на тридцатилетний срок, не понимая, что
не можем знать, какими они будут
следующим летом. Совокупные ошибки
в политических и экономических
прогнозах столь чудовищны, что,
когда я смотрю на их список, мне
хочется ущипнуть себя, чтобы убедиться,
что я не сплю. Удивителен не масштаб
наших неверных прогнозов, а то, что
мы о нем не подозреваем. Это особенно
беспокоит, когда мы ввязываемся
в смертельные конфликты: войны
непредсказуемы по самой своей природе
(а мы этого не знаем). Из-за такого
непонимания причинно-