Иррациональная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Новой альтернативой классическому рационализму уже на первом этапе развития постклассической философии становится иррационалистическая философия, представленная «философией жизни». «Философия жизни» - это новое явление в философской мысли, оказавшее очень сильное влияние на всю современную философию и представленное такими крупными философами, как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше на первом этапе и А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер - на втором. Общими для всего этого направления в философии могут быть названы следующие черты:

Работа содержит 1 файл

иррац философия.docx

— 31.98 Кб (Скачать)

     Новой альтернативой классическому рационализму уже на первом этапе развития постклассической философии становится иррационалистическая философия, представленная «философией жизни». «Философия жизни» - это новое явление в философской мысли, оказавшее очень сильное влияние на всю современную философию и представленное такими крупными философами, как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше на первом этапе и А. Бергсон,  В. Дильтей, О. Шпенглер - на втором. Общими для всего этого направления в философии могут быть названы следующие черты:

- Борьба  с рассудочно-механистическим мышлением  классической философии.

- Восстание  против гносеологизма, представленного философией              И. Канта, позитивизмом. Эта черта выразилась в стремлении исследовать не природу знания, а само бытие, саму жизнь. И теория познания в «философии жизни» приобретает новые черты, выразившиеся в слиянии субъекта и объекта познания, в понимании познания как творчества сродни искусству.

- Своеобразный  возврат к метафизике, а вместе  с ней к мировоззренческим  проблемам. Но это новая метафизика - метафизика жизни.

- Отказ  от первенства науки в деле  познания жизни, которая неуловима  и текуча и в силу этого  недоступна рациональному объективистскому  рассмотрению. Наука служит прагматическим  целям - приспосабливает мир к  интересам человека, превращается  в непосредственную производительную  силу общества, срастается с техникой, индустриальной экономикой в  целом. Она обходит стороной  вопрос «почему происходит нечто», а чаще ставит вопрос «как  это устроено», «как это сделано». А такого рода вопросы, с  точки зрения представителей  «философии жизни», уводят от  истины бытия, и потому наука  агрессивна по отношению к  жизни.

- Имеет  место своеобразный возврат к  неоязыческому мировоззрению (наиболее ярко проявившийся в творчестве Ф. Ницше). Жизнь понимается как игра иррациональных стихий, выше которых нет ничего. Позитивизм и марксизм требуют подчинить жизнь интересам человека, покорить ее. Ф. Ницше же, напротив, требует подчиниться ее стихии, экстатически слиться с нею. Ницше отвергает все, что умертвляет, расчленяет, подчиняет жизнь. Ницше воспевает здоровые витальные (жизненные) инстинкты, борьбу, силу, волю, видя в них иррациональные начала человека и культуры в целом. Ницше и другие философы этого направления протестуют против усилившийся массовизации культуры, усредненности, потребительства. И этот протест трагичен по своей природе. Но именно он был подхвачен символистами 19-20 вв. (Ибсеном, Блоком, Белым, Скрябиным и другими).

 «Философия жизни» - это критика индустриального массового общества в целом, в котором разделение труда проникает в духовное производство и превращает творцов в квалифицированных интеллектуалов, деятельность которых сродни производственной.

Философия жизни - иррационалистическое философское  течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее  в качестве исходного понятия  «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного  рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 - начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Философии жизни весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.

Понятие «жизнь» многозначно и по-разному  толкуется в различных вариантах  Философии жизни. Биологически-натуралистическое  толкование характерно для течения, восходящего к философии Ницше  и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.: «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого варианта Философии жизни характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму - «духу» и «разуму», склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина-то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь-то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии.

«Исторический»  вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации «жизни» из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Философия жизни оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке «жизни», истории. Характерное для Философии жизни отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Философии жизни в виде противопоставления культуры и цивилизации.

Другой  вариант философии жизни связан с истолкованием «жизни» как  некоей космической силы, «жизненного  порыва» (А. Бергсон), сущность которого - в непрерывном воспроизведении  себя и творчестве новых форм; субстанция жизни - чистая «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно.

Теория  познания философии жизни - разновидность  иррационалистического интуитивизма, динамика «жизни», индивидуальная природа  предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного  усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит Философию жизни  к воскрешению панэстетических концепций нем. романтизма, возрождению культа творчества и гения. Философия жизни подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством.

В узком  смысле современная зарубежная философия  объединяет философов последней  трети 20 века. Это совокупность всех составляющих ее направлений и течений, либо преобразовавшихся, либо вновь  возникших в 20 веке в Европе, Америке  и ряде стран Востока.

Православие разума, которое характерным для первоначального утверждения капитализма и утверждения человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов имело принципиальное значение для развития философии. Это вызвано тем, что культ разума был оппозицией не только существовавших до этого времени позиций, но и неразумному феодальному обществу. В этот период было дано толкование обществу и человеку.

Рационализм, господствующий до середины 19 века, придал философии целесообразность как  духовному явлению. Философия 20 века зафиксировала в человеческом духе сознательные и бессознательные  процессы (инстинкты, интуиция, воля, эмоции). Безусловно, классическая философия  тоже обращалась к интуиции, но превыше  всего ценилось то, что было подконтрольно  разуму и, что было способно принимать  рациональную, т.е. сознательную форму. Философия 20 века больше внимания стала  уделять ценности и спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и значению его нерациональных элементов. В связи с этим был  изменен акцент в определении  рационального или иррационального, как в духовном опыте, так и  в психике человека. Хотя еще Кант впервые отдал предпочтение практическому  разуму, когда исследовал проблемы нравственности и права человека, он разделил его сущность. Практический разум у Канта стоял выше перед теоретическим, который занимался проблемами гносеологии. Усиление внимания философов к иррационализму связано и с поворотом науки к проблемам определения путей развития цивилизации и в связи с этим человеческим проблемам.

Прогресс  науки и техники породил философствование и их антигуманизм. Неприязненное отношение к науке связано с тем, что научно-техническая философия породила ряд злободневных социальных проблем.

Попытка более целостных, чем в классической философии, понимания человека, его  сознания и духа, привела к возникновению  «философии жизни», отвергшее механистическое  объяснение явлений и процессов. Начало новому типу философствования «философия жизни» преодолевал точки  зрения разума, положил Шопенгауэр в труде «Мир как воля и представление».

Иногда  его философию жизни называют философией воли. Все, что существует Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля имеет универсально космический образ, а каждая сила в природе объединяется как воля. Отсюда всякая телесность - это объективность воли.

Инстинкты и порывы животных - это тоже действие воли. Человек, как таковой, суть, проявление воли, поэтому его природа иррациональна, ибо разум по отношению к воле вторичен, воля безусловна, именно в  ней лежат истоки всего остального.

Вывод: Мир - это воля, его проявление - это  ее манифестация, все приковано к  ней и тем самым воля субстанция, абсолют. Вследствие чего идеалистический  рационализм с его различными представлениями о разуме уступил  место воле, которая по сути своей  является иррациональной. 

В отличие  от Шопенгауэра Ницше в своих  работах «Происхождение трагедии из духа музыки» так говорил Заратустра, Бергсон «Введение в метафизику», «Творческая эволюция» разработали  теоретические основы философии жизни.

Ницше противопоставляет жизненное искусство  символизированное образом Диониса  интеллектуальному искусству Аполлона, ведущему к разложению и деградации жизни в теории.

Искусство Шопенгауэр и Ницше повторяет  как проявление воли. Но в отличие  от Шопенгауэра Ницше волю толкует  как «волю к власти» - это центральная  идея и центральное понятие философии  Ницше. Жизнь по Ницше представляет собой специфическую волю, аккумулирующие силы, она стремиться к max чувства власти, и это в равной степени относится как к живому, так и к неживому миру. Т.о. Ницше антологизировал, т.е. внедрил в само бытие иррациональную человеческую способность, т.е. волю. Такое внедрение Ницше потребовалось: для борьбы с бездуховностью и аморализмом современной ему жизни для философского обоснования сверх человека как субъекта новой морали, основанной на врожденном благородстве, аристократичности и врожденном здоровье.

Человек должен быть ближе к природе и  поэтому необходимо воспитать сильных  личностей, способных повести за собой людей. И смыслом каждого  человека должно быть - «Живи опасно». Понятие жизнь у Ницше заменено понятие бытие. Ибо в первом был  вложен смысл движения и становления, во втором статическое состояние. Ницше  писал: «Нет бытия есть только становление». Он выступал против того, чтобы положить в основу понятия становления первооснову, которая могла бы быть устойчивой. Жизнь у Ницше это: с одной стороны - человеческая жизнь и основы бытия, с другой стороны определенные отношения человека к основе бытия. Он утверждал, что каждый человек чувствует, осознает и познает ее на основе переживания, сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличие от Шопенгауэра Ницше придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им категория центр его концепции «воля к власти. Наиболее значимый критерий любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо все то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.

Вывод Ницше: рациональная деятельность не способствует повышению воли к власти, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя деятельность рассуждениями. Именно это легло в основу отрицания Ницше христианской морали, которая проповедуя любовь к ближнему подрывает волю к власти. Воля к власти рассматривается им как основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и их нормативных установок. Таким правом должен воспользоваться человек во всех сферах своей жизни. Аналогичным образом Ницше оценивает демократию, где масса составляет оппозицию власти. Из права сильного воля к власти выведены все основания морали Ницше. Он считал, что понятия добра и зла, которые существуют в иудео-христианской морали, которая препятствует полному самовыражению человека и он предлагал произвести переоценку ценностей и упразднить результаты «восстания рабов» в морали и возродить мораль господ.

Субъект морали господ сверх человек, «белокурая бестия». Наряду с генетической характеристикой  человека, как сверх человека и  именно арийской расы с определенным нордическим типом, Ницше проповедовал двойную мораль. По отношению к ближнему забота и внимание; по отношению к дальнему, чужим - необузданность зверя, в основе должен лежать инстинкт. Познание по Ницше работает как орудие власти, поэтому истина:

- не  должна простираться далее того, что нужно для осуществления воли;

- она  должна быть направлена не  на познание мира, а на овладение им;

Информация о работе Иррациональная философия