Иррационализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 05:07, лекция

Описание работы

Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

   Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

   Основная  идея иррационализма заключается в  том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

   Видным  представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

   В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания.Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

   В свою очередь, представления (а не объективная  действительность и не познающий  субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений  и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

   • закон бытия — для пространства и времени;

   • закон причинности — для материального мира;

   • закон логического основания — для познания;

   • закон мотивации для действий человека.

   Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

   Представление субъекта не имеет такой сложной  структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

   • непосредственного  познания;

   • отвлеченного (рефлективного) познания;

   • интуиции.

   Центральным понятием философии Шопенгауэра  является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

   Воля:

   • лежит  в основе сознания;

   • является всеобщей сущностью вещей.

   При объяснении воли как всеобщей сущности вещей  Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

   Шопенгауэр  использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

   • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

   • сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

   • мир  явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений  и миром воли;

   • точно  так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;

   • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

   • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

   "насущные" философские проблемы — человеческой  судьбы, свободы, необходимости,  возможностей человека, счастья.  В целом взгляд философа на  данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

   Судьба  человека находится во всеобщем мировом  хаосе вещей и явлений и  подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется  ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

   Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

   Стержневым  понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

   Цель  философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в  жизни, приспособиться к окружающему миру.

   В основе как жизни, так и окружающего  мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

   • "воля к жизни";

   • воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

   • неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

   • "воля к власти".

   Последней разновидности воли — "воле к  власти" — философ уделяет  особое внимание. По Ницше, "воля к  власти" в большей или меньшей  степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

   Философия Ницше (особенно ее главные идеи —  высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных  западных философских концепций, в  основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".

   Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все многообразие окружающего  мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие "жизнь".

   Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает такими признаками, как:

   • целостность;

   • наличие  многообразного духовного начала;

   • неразрывное  единство с высшим миром.

   Согласно  Дильтею философия должна прекратить "схоластические" дискуссии о  материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении жизни как особого  феномена во всех ее проявлениях.

   Также Дильтей уделял большое внимание социально-политическим проблемам  и вопросу истории. Философ отвергал концепции, согласно которым история  — предопределенный и закономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.

Информация о работе Иррационализм