Иррационализм в середине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:39, реферат

Описание работы

Представители наиболее традиционного подхода поступали просто. Исходя из современного понимания философии как особой мировоззренческой науки, изучающей проблемы бытия, мышления, познания, общества, истории, этики, эстетики и т.д., они искали в древнерусской, будем говорить так – письменности рассуждения на подобные темы и назовем это древнерусской философией. Ведущим методом было вычленение основных понятий и элементов философии из нефилософского контекста, в основном религиозного.

Работа содержит 1 файл

философия 18-2.docx

— 15.68 Кб (Скачать)

Иррационализм в середине XIX века

     В середине XIX века в философии складывались  принципиально различные течения.  Позитивисты так или иначе обращались к научным, преимущественно естественнонаучным данным, и использовали их в своей трактовке философии и ее проблем. Не менее влиятельными были и течения, которые сознательно противопоставляли себя естественнонаучному познанию с господствующим в нем рационализмом - иррационалистические течения. Они, вообще говоря, не отвергали науку, ее практическое значение для человеческой жизни, но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.

     Одним из первых философов, деятельность которого ознаменовала поворот от классической философии к современной, одним из основоположников иррационализма XIX века был Серен КЬЕРКЕГОР - датский философ, теолог и писатель.

     С.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека.

     Рассмотрим, каковы, по Кьеркегору, методы и  способы познания человека.

     По  Кьеркегору, никакие научные рациональные  методы не годятся для познания  человека. Оно возможно только  посредством саморефлексии и чувства.

     Таким  образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное ей.

     У Кьеркегора  нет систематического изложения  взглядов, гносеологические проблемы  перемежаются у него с этическими, эстетическими и религиозными. Основные же интересы его были религиозно-этические.

     Общие  теоретические соображения и  полемика с рационализмом у  Кьеркегора связываются с его  главной проблемой - проблемой  индивидуального спасения. Решая  эту проблему, он рассматривает  различные уровни существования  или ступени, на которых может  находиться существование. 

     Уровни  существования, или те стадии, которые проходит человек на  пути к богу, у Кьеркегора следующие:  эстетическая, этическая и религиозная. 

     Первые  две ступени рассмотрены в  произведении "Или-или", третья - в  книге "Страх и трепет", все  три вновь разбираются в "Стадиях  жизненного пути".

     Это  три уровня жизни или стадии  на жизненном пути движения  человека от неаутентичного к  аутентичному существованию. 

     В своей  критике рационализма Кьеркегор  выступает прежде всего против философа, который был для него олицетворением рационализма - против Гегеля, избирая его первой и главной мишенью своих нападок.

     Для  Артура ШОПЕНГАУЭРА, который наряду  с Кьеркегором является основоположником  иррационализма XIX века, Гегель также  был живым и едва ли не  главным врагом.

     Система  Шопенгауэра изложена в 4 книгах  его основного труда "Мир  как воля и представление".

     У Шопенгауэра  основой и животворящим началом  всего является не познавательная  способность и активность человека, а в о л я как слепая, бессознательная жизненная сила. Тем самым в "человеке разумном", в homo sapiens, разум перестал считаться его родовой сущностью; ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную, служебную роль.

     Жизнь,  жизненная сила, волевое напряжение - вот что вышло на авансцену,  оттеснив интеллект, рацио на задний план.

     Наука,  по Шопенгауэру, никогда не  может обрести конечной цели, однако есть сфера, которая  рассматривает "единственную  действительную сущность мира" - это ИСКУССТВО. Шопенгауэр говорит,  что"обыкновенный человек, этот фабричный товар природы" не способен на незаинтересованное созерцание так же, как и ученый, и только гений способен на это. Искусство есть создание гения, и гений возможен только в искусстве. Искусство воспроизводит постигнутые чистым созерцанием вечные идеи.

     Согласно  Шопенгауэру, высшее из искусств - это МУЗЫКА, имеющая своей целью  уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение  самой воли.

     Шопенгауэр  является прямым предшественником  философии жизни - иррационалистического  течения философии конца XIX - начала XX века, основными представителями  которого являются Ницше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Бергсон и др.

Информация о работе Иррационализм в середине XIX века