Интеллектуальные эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:38, реферат

Описание работы

Интеллектуальными эмоциями называют эмоциональные состояния, воз-никающие в процессе мыслительной деятельности. Мы сейчас рассмотрим только 4 интеллектуальных эмоции: удивление, уверенность, догадка, сом-нение. И.А. Васильев считает, что основой для отделения интеллектуальных эмоций от обычных (страх, гнев и т.д.) является их особая функционально-генетическая связь с мыслительной деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 28.94 Кб (Скачать)

Интеллектуальные  эмоции.

Интеллектуальными эмоциями называют эмоциональные состояния, воз-никающие в процессе мыслительной деятельности. Мы сейчас рассмотрим только 4 интеллектуальных эмоции: удивление, уверенность, догадка, сом-нение. И.А. Васильев считает, что основой для отделения интеллектуальных эмоций от обычных (страх, гнев и т.д.) является их особая функционально-генетическая связь с мыслительной деятельностью. Они не только возникают в ходе мыслительного процесса, но и направляются на него, оценивают его успешность, воздействуют на мыслительный процесс. Спецификой интел-лектуальных эмоций считается отсутствие у них специфической валентной окраски (приятно-неприятно). Например, удивление бывает приятным, бывает неприятным и бывает нейтральным, т.е. не имеющим ни той, ни другой окраски. То же самое можно сказать и о трех других эмоциях.  
Нужно отметить, что в ходе мыслительной деятельности может возникать и множество обычных эмоций: радость, страх, удовлетворение, горе и т.д. Причем, все эти эмоции могут направляться на мыслительный процесс, возни-кать в результате оценки его успешности или не успешности, воздействовать на этот процесс. В [15] формулируется вопрос о том, в чем же отличие обыч-ных эмоций возникающих в результате мыслительной деятельности от тех же эмоций, возникающих в результате других видов деятельности. Мы полагаем, что в рамках рассматриваемых в этой книге представлений, такого отличия нет. Обычные эмоции возникают в результате мыслительной деятельности тогда, когда от результата этой деятельности зависит удовлетворение какой-то потребности. Студент может испытывать страх от предчувствия своей неспо-собности решить задачу на экзамене. Если этот страх слишком сильный, то он сковывает и тормозит мыслительную деятельность. Если этот страх имеет оп-тимальную силу, то он подстегивает мыслительную деятельность. Но страх в этой ситуации нельзя считать интеллектуальной эмоцией, т.к. он возникает в результате предчувствия неспособности решить задачу, следствием чего будет несданный экзамен и отсутствие стипендии. Т.е. в основе страха лежит пред-чувствие неудовлетворения какой-то потребности. Специфика же интеллек-туальных эмоций состоит в том, что их возникновение не связано с потребнос-тями. Именно это и объясняет отсутствие специфического знака у интеллекту-альных эмоций. Если нет потребности, то нет оценки возможности ее удовлет-ворения, следовательно, нельзя говорить и о знаке эмоции. Отсюда следует, что при классификации интеллектуальных эмоций такой признак как знак эмоции должен быть исключен из рассмотрения. Спецификой мыслительной деятельности является переработка инфор-мации. О возникшей задаче или объекте человек, как правило, всегда имеет какую-то предварительную информацию. Когда объект или задача возникают в очередной раз, то новая информация может либо совпадать с уже имеющей-ся, либо не совпадать. Если вы знаете, что на улице, по которой вы ходите много лет, растет большое дерево, и если вы вдруг обнаруживаете, что этого дерева нет, то вы испытываете удивление. Если это дерево вам нравилось, то вы испытываете неприятное удивление, если не нравилось, то приятное удив-ление, если оно было вам безразлично, то удивление будет нейтральным. Именно это и возьмем в качестве первого классифицирующего признака. 
1). Совпадение – не совпадение или согласование – не согласование новой информации с уже имеющейся. 
Вторым признаком будет признак В.К. Вилюнаса без изменений. 
2). Предшествующая – констатирующая эмоция. Предшествующие интеллектуальные эмоции возникают в результате пред-чувствия совпадения или не совпадения новой и имеющейся информации. Констатирующие интеллектуальные эмоции возникают после факта установления такого совпадения или не совпадения. 
В К. Изард относил удивление к базисным эмоциям (правда, потом он изменил свое мнение, см. [15, стр.193]). Действительно, удивление имеет очень характерное мимическое выражение, поэтому, если пользоваться критериями базисности К. Изарда, то такое решение можно понять. Но если ориентироваться не на мимику, а на суть, то становится ясно, что удивление очень сильно отличается от обычных эмоций. 
 
Рис.7. Интеллектуальные эмоции. 
Мы сейчас не ставим себе целью построение полной теории интеллек-туальных эмоций. Наша цель – вписать такую выразительную и распростра-ненную эмоцию как удивление, в какую-то минимальную схему. Эта схема будет основана на двух приведенных признаках, с помощью которых можно описать четыре эмоции. Именно это мы сейчас и сделаем. Для наглядности, как и раньше, будем располагать эмоции в вершинах, только уже не куба, а квадрата. На его верхней стороне располагаются эмоции, возникающие в ре-зультате совпадения новой информации с уже имеющейся, на нижней стороне в результате несовпадения. На левой стороне располагаются предшествующие эмоции, на правой констатирующие.

Удивление.

Все исследователи  сходятся на том, что удивление возникает  при встрече человека с новым  объектом. Но одной новизны недостаточно. К чувству не-ожиданности должно присоединиться «сознание трудности примирить новое явление с теми представлениями, которые уже есть у человека». Исходя из этого, определим удивление как эмоцию, возникающую в результате установления факта не совпадения новой информации с уже имеющейся. Из определения ясно, что удивление должно располагаться в правой, нижней вершине квадрата .

Догадка.

Догадка – это  предварительный, еще не обоснованный ответ на поставленный вопрос [15, стр.199]. И.А. Васильев считает, что догадка представляет собой оценку некоторого нового, еще не осознанного результата решения задачи. Отсюда ясно, что догадка является предшествующей эмоцией. Найти решение задачи означает найти такую новую информацию об объекте, которая не противоречила бы или, другими словами, согласовывалась бы с уже имеющейся информацией об объекте, вытекала бы из этой информации, являлась бы ее логическим следствием. Таким образом, догадка должна располагаться в левой, верхней вершине.

Уверенность.

Уверенность, о  которой идет сейчас речь, имеет отношение только к оценке информации. Если у человека есть какая-то предварительная информация об объекте, то у него еще нет уверенности, что новая информация совпадет со старой. Если же новая информация подтверждает уже имеющуюся, то появляется чувство уверенности, что эта информация верна. Так, неопытный юноша, читая художественную литературу, может сделать вывод о трудности и сложности самостоятельной жизни, но, только столкнувшись с реальными трудностями, он получает уверенность в этом. Итак, определим уверенность, как эмоцию, возникающую после того, как новая информация об объекте совпала с имеющейся. Таким образом, уверенность должна располагаться в правой, верхней вершине.

Сомнение.

Определим сомнение, как эмоцию, возникающую в результате предчувствия того, что новая информация об объекте не будет совпадать с уже имеющейся. Можно сомневаться в честности человека, даже если он еще никого не обманывал. Если есть какие-то неуловимые, неосознаваемые признаки его нечестности, то возникает предчувствие того, что когда-нибудь он вас обманет. Таким образом, сомнение располагается в левой, нижней вершине.  
Приведенный на рис.7 квадрат интеллектуальных эмоций является минимальной основой для дальнейшей классификации. Добавляя новые признаки можно пытаться искать новые интеллектуальные эмоции, обладающие этими признаками. Хотя ясно, что чисто интеллектуальных эмоций гораздо меньше, чем эмоций обычных, возникающих на основе потребностей.  
http://emoatlas.narod.ru 

Интеллектуальные  «эмоции», или аффективно-когнитивные  комплексы

Под интеллектуальными  эмоциями (чувствами) понимают специфические  переживания, возникающие у человека в процессе мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» возник в первой половине XIX века в школе И. Гербарта (Herbart, 1834). Однако эти чувства рассматривались представителями данной школы или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. По существу, интеллектуальное чувство в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений между представлениями и ничем не отличается от познавательных процессов. Поэтому в качестве интеллектуальных чувств они выделяли чувство новизны, контраста, перемены, удивления. Вообще у разных ученых состав интеллектуальных эмоций (чувств) значительно расходится. У Р. Декарта (1950) и Б. Спинозы (1957) к интеллектуальным чувствам относятся удивление, уверенность и сомнение. А. Бэн (1906) относил к интеллектуальным эмоциям изумление, удивление, новизну, истину и ложность, а также чувствование внутренней согласованности и несогласованности. К. Д. Ушинский (1950, т. 9) ведущим умственным чувством считал «чувство» сходства и различия или «чувство» сравнения. К интеллектуальным чувствам он относил также ожидание, неожиданность, обман, непримиримый контраст, умственное напряжение, умственный успех или неуспех, удивление, сомнение, уверенность.

Об интеллектуальных эмоциях (чувствах) писали Т. Рибо (1898), Э. Титченер (1898), У. Джемс ( 1922). При этом если у первого из этих авторов говорится об изумлении, удивлении, страсти, которые можно отнести к аффективным реакциям, то у двух вторых за интеллектуальные чувства принимаются когнитивные процессы: либо суждения как результат логических операций, как у Э. Титченера - согласие, противоречие, легкость или трудность, истинность или ложность, уверенность или неуверенность; либо элементы мышления, не являющиеся образными, как у У. Джемса -сходство, импликация, совпадение, отношения между объектами мышления и т. д. Как видим, о переживаниях субъекта в этих случаях речь не идет. Поэтому можно считать, что перечисленные интеллектуальные феномены (познавательные процессы) отнесены К. Д. Ушинским, Э. Титченером, У. Джемсом и др. к интеллектуальным чувствам лишь только в силу недифференцированного использования термина «чувство», означавшего, по сути, осознание человеком мыслительных процессов.

И до сих  пор к интеллектуальным эмоциям  относят удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение (см. цикл работ  по интеллектуальным эмоциям И. А. Васильева, 1976-1998). Основанием для их выделения  и отделения от «автономных» эмоций (страха, гордости, любви и т. д.) этот автор считает их особую функционально-генетическую связь с мыслительной деятельностью. «Они не только возникают в ходе мыслительной деятельности, - пишет  Васильев, - но и направляются на нее, оценивают ее успешность и неуспешность с точки зрения мотивов мыслительной деятельности и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса для удовлетворения в конечном счете познавательных потребностей субъекта» (1976, с. 153). Несмотря на приписывание столь широких функциональных «обязанностей» интеллектуальным эмоциям, остается совершенно непонятным, чем отличаются эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности (радость, удовлетворение или, наоборот, разочарование, досада, злость), от тех же эмоций, связанных с результатом двигательной деятельности, добывания пищи и т. д. И почему оценка сделанного хода мыслительной деятельности (правильно - неправильно) непременно должна рассматриваться как эмоция или чувство.

Спецификой  эмоций, относимых к интеллектуальным, является отсутствие у них валентной (противоположной) окраски (приятно - неприятно), на что указывают К. Изард (2000) и Р. Плутчик (Plutchik, 1980). В связи с этим имеются противники отнесения таких интеллектуальных эмоций, как удивление, интерес, сомнение к эмоциям вообще (Ortony et al., 1988). Аргументируют они это тем, что к эмоциям могут относиться только те психические явления, которые имеют валентную окраску (т. е. переживаемые как приятные или неприятные). Конечно, это не «чистые» эмоции. Это, используя термин К. Изарда, аффективно-когнитивные комплексы - результат взаимодействия эмоционального реагирования и процесса познания.

Эмоция  догадки

Догадка - это предварительный ответ на поставленный вопрос. В процессе нахождения догадки, как пишет И. А. Васильев, у человека возникает соответствующее  переживание - эмоция догадки. Она представляет собой оценку некоторого нового, еще  неосознанного результата решения  задачи. Эмоция догадки специфическим образом окрашивает и выделяет новое ценное для человека знание, сигнализирует человеку о его появлении в ходе мыслительной деятельности, способствуя, таким образом, его осознанию, т. е. переходу в форму догадки первоначального предположения. По мнению этого автора, эмоция догадки переживается очень ярко, даже

200           Глава 6. Характеристика различных  эмоций

в форме  аффекта. Очевидно, имеется в виду эмоциональная реакция на озарение, т. е. на внезапное прояснение чего-то в сознании, понимание.

По поводу выделения этой эмоции возникает  ряд вопросов. Не есть ли она элементарной эмоцией радости или волнения по поводу разрешения проблемы (конфликта) или предчувствия такого разрешения? Не является ли эмоция догадки этим самым предчувствием, т. е. ожиданием  приближающегося решения задачи?

«Чувство» уверенности-неуверенности (сомнения)

Определяя уверенность, Б. Спиноза писал: «Уверенность есть удовольствие, возникающее из идеи (представления. - Е. И.) будущей или прошедшей вещи, причина сомнения в которой исчезла» (1957, с. 511). Следовательно, в данном случае речь идет о том, что при разрешении внутреннего конфликта (неуверенности, сомнения) у человека возникает эффект облегчения имевшегося напряжения, переживаемого как удовольствие. Однако возникновение удовольствия при наличии у человека уверенности вовсе не обязательно.

Н. Д. Левитов  относил уверенность (неуверенность) к психическим состояниям, в которых  выделял три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой. Так, он пишет: «Уверенность... имеет эмоциональную  окраску - она всегда сочетается с  чувствами бодрыми и жизнерадостными, с эмоциональным подъемом» (1964, с. 169). Таким образом, он не считает  уверенность эмоцией, а говорит  только о ее эмоциональной окраске. Правда, он, видимо, погорячился, когда написал, что уверенность всегда сочетается с положительным эмоциональным фоном. Как он сам далее пишет, человек может быть уверенным и в неуспехе. В этом случае вряд ли у него возникнут положительные переживания, скорее - отрицательные. Отсюда уверенность может иметь эмоциональную окраску разного знака. А раз так, то уверенность это лишь причина, вызывающая то или иное эмоциональное переживание в зависимости от того, с чем она связана - с положительным или отрицательным прогнозом удовлетворения потребности. При этом, как мне представляется, эти переживания связаны не столько с эмоциями (хотя они и не исключаются), сколько с эмоциональным тоном впечатлений, о котором говорилось в главе 2.

Уверенность или неуверенность человека - это  интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного  события, достижения или недостижения цели, это вера в себя или потеря этой веры. Он может и не вызывать во мне никаких эмоциональных переживаний, если прогнозируется событие, к которому я равнодушен. Я могу совершенно бесстрастно прогнозировать удачу или неудачу на экзамене студента, поражение или выигрыш хоккейной команды, до которой мне нет дела, и т. д. Но и в случае значимой для меня ситуации сам по себе вероятностный прогноз не обязательно сопровождается эмоцией. Уверенность в выполнении хорошо освоенного и привычного для меня действия дает мне основание для спокойствия, или для безбоязненного поведения, т. е. отсутствия эмоционального реагирования, а неуверенность вызывает беспокойство, тревогу, т. е. приводит к эмоциональному реагированию. Таким образом, я «чувствую» (ощущаю, воспринимаю) возникающее в результате прогноза эмоциональное состояние, а не сам прогноз, т. е. уверенность или неуверенность в успехе.

Можно привести и еще один аргумент в  пользу того, что уверенность не является эмоцией. Уверенность в  ряде случаев перерастает в самоуверенность. Но можно ли говорить о том, что  существует еще и эмоция самоуверенности?

* * *

Подводя итог обсуждению вопроса об интеллектуальных эмоциях (чувствах), следует признать их существование (за исключением удивления) и выделение в отдельную группу как специфичных, отличных от базовых, эмоций и их производных недоказанным. Тогда по аналогии следовало бы выделить и перцептивные, и психомоторные  эмоции, которых, как известно, в  природе не существует (если, конечно, не принимать за эмоции эмоциональный  тон ощущений). И не случайно в  современной западной психологии вопрос об интеллектуальных эмоциях по существу игнорируется. Так, в монографии К. Изарда эмоции удивления отведено лишь несколько страниц. Появление эмоционального реагирования при решении задач не означает, что это реагирование специфично только для интеллектуальной деятельности, ведь удивление может возникнуть по самым различным поводам. Я, например, могу удивиться приходу человека раньше ожидаемого срока (вспомним картину И. Е. Репина «Не ждали») или, встретив знакомого человека там, где меньше всего можно было ожидать его появления. Удивление как эмоциональная реакция возникает на восприятие этого человека, на появление его образа там, где обычно его не бывает. И лишь потом возникает вопрос «А почему он здесь?», т. е. начинается мыслительная деятельность. Но если это так, то почему эта эмоция интеллектуальная, а не перцептивная?

Информация о работе Интеллектуальные эмоции