Индивидуальная работа по "Эстетике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:41, практическая работа

Описание работы

Задание 1.6 Вспомните, с какими науками эстетика имеет общие понятия. Перечислите понятия.
Задание 1.12 «Если ты найдёшь алмаз, у которого нет хозяина, значит, он твой. Если ты найдешь остров, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придёт в голову какая-нибудь идея, ты берешь на неё патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадывался ими завладеть» (А. де Сент-Экзюпери). Как вы думаете, кому принадлежит красота природы? Может ли вообще красота быть собственностью? Может ли красота быть товаром?

Работа содержит 1 файл

эстетика сдать работу.docx

— 26.66 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный  экономический университет»

 

 

Кафедра  философии

                      

 

                             ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

                                          ПО ЭСТЕТИКЕ

 

 

Выполнила студентка                                                                 Жардецкая О.В

1 курса, ФМК, ЗМЛ12

 

Руководитель                                                                               Мизякина С.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Минск 2012

Задание 1.6

Вспомните, с какими науками  эстетика имеет общие понятия. Перечислите  понятия.

Связь эстетики с философией, ее философскую природу «выдает» и сам категориальный аппарат эстетической науки, в котором широко используются такие философские категории как «объективное» и «субъективное», «содержание» и «форма», «прогресс» и «регресс» и ряд других категорий. Конечно, не следует, в буквальном смысле отождествлять эстетику с философией. И та, и другая сферы духовной жизни человека сохраняют свою специфику. Речь идет лишь о таком взаимодействии их, которое формирует определенный способ как философского, так и эстетического мироощущения. Философия, в частности, «вооружает» эстетику системным подходом, помогает рассматривать эстетические объекты, как определенную целостность, обладающую теми или иными специфически эстетическими особенностями. В свою очередь, эстетика помогает философии формировать универсальное представление о человеке, его возможностях, раскрывает внутреннюю гармонию мира человека, указывает на творческий характер всех сторон его жизнедеятельности, возможности их преобразования по законам красоты. В эстетике активно используются разнообразные философские и общенаучные методы.

Одна из важнейших  особенностей эстетики состоит в  ее связи с теорией и практикой развития мировой художественной культуры, которая представляет собой мощный источник, питающий эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного целого, устанавливает его связи с жизнью, социальной и личной практикой людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую крайне затруднительно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.

Весьма тесной является связь эстетики с психологией, которая исследует и раскрывает механизмы возникновения, функционирования, трансформации эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе постижения человеком красоты. Роль психологии в исследовании этой проблематики столь значительна, что некоторые ученые едва ли не отождествляют эти две науки, во всяком случае, готовы истолковать психологию в той ее части, которая связана с эстетическим, как экспериментальную эстетику. В основе подобного убеждения лежит мысль о том, что наслаждение красотой -- коммуникативный процесс.

В последние десятилетия  в методологию эстетики все настойчивее  проникают тенденции, связанные  с эпохой научно-технической революции. Все активнее используются в области  эстетических исследований методы таких  наук, как кибернетика, математика и пр. Это особенно характерно для таких двух обширных сфер эстетического, как искусство и эстетическое оформление человеком окружающей его среды. Все активнее «вторгаются» в эстетику и методы кибернетики. С их помощью удается моделировать некоторые стороны процессов художественного творчества. Машины (точнее, заложенные в них программы) пишут музыку, сочиняют стихи, играют в шахматы и пр.

Так, в области  искусства семиотика (наука о знаках и знаковых системах), например, помогает исследовать структуру художественного произведения. Закономерности знаковых систем, раскрываемые семиотикой, позволяют выявить особые связи между художественными произведениями и их значениями (семантика), структурные отношения между элементами образующими эстетический и художественный знак (синтактика), коммуникативную функцию искусства (прагматика). Семиотический анализ уточняет содержание и взаимосвязь таких традиционных понятий искусства, как художественный образ, тип, форма, аллегория, метафора и пр. Семиотика претендует и на более активное участие в исследовании эстетической проблематики. Как отмечал, например, Л.Н. Столович, семиотический подход может иметь определенное значение для понимания структуры эстетических ценностей и эстетического к ним отношения.

Задание 1.12

«Если ты найдёшь алмаз, у которого нет  хозяина, значит, он твой. Если ты найдешь  остров, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придёт в  голову какая-нибудь идея, ты берешь на неё патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто  не догадывался ими завладеть» (А. де Сент-Экзюпери). Как вы думаете, кому принадлежит красота природы? Может ли вообще красота быть собственностью? Может ли красота быть товаром?

Я думаю, что красота  природы принадлежит только природе. Мы можем ей любоваться,  восхищаться, наблюдать за ней.

Что касается «может ли красота быть собственностью или  товаром» я думаю может. Если у человека есть какие то материальные ценности. К примеру: дом, драгоценности.

Задание  2.18

«Дерзко нависшие, как бы грозящие скалы, громоздящиеся по небу тучи, надвигающиеся с громом и молнией, вулканы во всей их разрушительной силе, ураганы, оставляющие за собой опустошения, бескрайний, взбушевавшийся океан, огромный водопад многоводной реки, и т. п. — все они делают нашу способность к сопротивлению им ничтожно малой в сравнении с их силой. Но чем страшнее их вид, тем приятнее смотреть на них, если только мы сами находимся в безопасности; и эти предметы мы охотно называем возвышенными, потому что они увеличивают душевную силу сверх обычного и позволяют обнаружить в себе совершенно другую способность сопротивления, которая дает нам мужество померяться [силами] с кажущимся всемогуществом природы». ( И. Кант )

Является ли чувство страха эстетическим чувством? Почему? Как  Кант соотносит чувство страха с  возвышенным?

Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются у нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Эстетические  чувства многообразны. Это чувство  прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, гармонии и хаоса, восхищения и негодования, сострадания, юмора. Чем насыщеннее гамма эстетических чувств, тем глубже и тоньше человек  эстетически воспринимает окружающий мир.

Сначала Кант дает чисто формальное определение: "возвышенно то, в сравнении с чем все другое мало", но тут же подкрепляет его содержательным пояснением: "чувство возвышенного требует настроенности души, которая близка к моральному". Ход рассуждений следующий: восприятие возвышенного всегда связано с определенного рода волнением, которое возникает при созерцании предметов, размеры или сила которых превосходят привычные нам масштабы. Возвышенное - нарушение привычной меры, вместе с тем в нем есть своя мера. 

Задание 2.48

Блюет напившийся, склонился ивой, вулканятся кружки, пену пепля.

В. Маяковский

Почему пьянство проявляет  низменное в человеке? Можно ли отнести пьянство к безобразному? Аргументируйте свой ответ.

Я считаю, что  пьянство относится к безобразному. Человек, который выпил, не может осознавать своих действий, поддерживать разговор. Он может привести к неприятным последствиям. Пьяные люди никогда не идут вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении.

Задание 3.4

«Картины пишутся головой, а не руками…» (Б. Микеланджело). Что, на ваш взгляд, имел в виду художник? Чем является искусство для великого художника - мастерством или творчеством? Аргументируйте свой ответ.

Я думаю, что и то и другое является неотъемлемой частью жизни великого художника. Он живет и не мыслит своего существования без всего, что называется искусством.  И мастерство и творчество это неотъемлемая часть действительно великого художника, ведь он свои мысли в первую очередь выкладывает на холст.

Задание 3.11

В одном из своих писем  Ф. Ницше пишет: «Я слышал вчера - поверите ли - в двадцатый раз шедевр Бизе. Я снова вытерпел до конца с  кротким благоговением, я снова  не убежал. Эта победа над моим нетерпением  поражает меня. Как совершенствует такое творение! Становишься сам  при этом шедевром».

Почему великое произведение совершенствует человека? Как данное высказывание раскрывает ценностную сущность искусства?

Я думаю, что музыку нужно отнести к прекрасному. Однозначно, музыка - это прекрасно. К музыке нельзя прикоснуться, но она касается сердца каждого человека, способного слышать звуки. Музыка – это просто комбинация звуков, приятных для слуха. Если ее слушать несколько раз, то эта она конечно может и надоесть, но если послушать «великое» произведение, то им можно наслаждаться бесконечно. В пример можно привести классическую музыку, если понравится, то навсегда.

Задание 4.10

«Рисуешь не то, что видишь, а то, что хочешь, чтобы видели другие»   (Э. Дега).

Что имеет в виду великий  художник? Как соотносятся понятия  «изобразительное» и «выразительное»  в его высказывании? Почему, на ваш  взгляд, для художника важно, чтобы  то, что видно ему, было видно и  понятно зрителям? Обоснуйте свой ответ, опираясь на постулат ответственности  художника.

Я считаю, что  главной задачей художника - передать свое настроение, мысли. Передать это  так, чтоб людями было понятно, что изображено, о чем хотел сказать автор.  Ведь если человек не сможет понять все тонкости переданные художником, то в его произведении не будет никакого смысла.

Изобразительное это то, что имеет отношение к сюжету и его художественной передаче.  Выразительное, напротив, связано с тем, что можно назвать неповторимым почерком, индивидуальной манерой, по которой распознается живописец или скульптор.

Задание 4.18

«Искусство – это зеркало, которое уходит вперед, как часы». (Ф. Кафка)

Почему искусство сравнивается с зеркалом? Почему искусство «уходит  вперед»? Приведите примеры доказывающие или опровергающие приведенное высказывание.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом. Это не точно. Вернее бы сказать искусство есть особое  зеркало с единственной   и неподражаемой структурой, зеркало, отражающее  действительность через мысли и чувства художника. Через художника в этом  зеркале   отражаются  те явления жизни, которые взволновали, привлекли  его внимание. Художник живет тем, что постоянно наблюдает за окружающим миром. Так выходит, что чаще всего мастер первым замечает изменения в мире, проходящие мимо глаз обычного человека, просиживающего целый день в офисе. В погоне за открытиями и свершениями, искусство уходит далеко вперед, обгоняя возможности зрителя к восприятию новых форм.

Задание 5.6

«Вначале логика мышления, затем красноречивость изложения» .   (Ш. Поликофф)

Почему логика мышления ставится выше «красноречивости изложения»? Вы согласны с приведенным выражением? Аргументируйте свой ответ. Что характерно для эстетического отношения  в данном случае?

Да, я согласна с этим выражением, так как прежде  чем что то сказать, нужно обдумать. Стремление обдумывать то, что мы собираемся сказать, и проникать в нужду беседы очень важно. Но, к сожалению, не всегда и не у всех это получается.

Задание 5.14

Цвет может использоваться для передачи специального значения, например предупреждения (красный), предостережения (желтый), безопасности (зеленый) и т.д. Приведите примеры, когда используется стандартное специальное назначение цвета. Проанализируйте, почему именно эти цвета выбраны в конкретном случае. Аргументируйте свой ответ.

Красный, желтый и зеленый – эти цвета используются в светофоре. Эти цвета выбраны  для того, чтобы человек быстро понял что делать.

Красный цвет часто  в природе для многих живых  существ являлся сигналом очень  близко находящейся опасности. Поэтому  возможность переехать пешехода это опасная ситуация для двух участников на дороге, сигнал красного цвета возбуждает нервные центры водителя и пешехода, указывая о наличии быстрой опасности. Желтый - непонятный цвет. В этот момент стоит приостановить движение и обдумать дальнейшие действия. Зелёный цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение.

 


Информация о работе Индивидуальная работа по "Эстетике"