Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 01:00, контрольная работа
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально "ведение", "знание") , возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально "ведение", "знание") , возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.
Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов.
Веды состоят из четырех сборников:
Риг-веда — «Веда гимнов»
Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»
Сама-веда — «Веда песнопений»
Атхарва-веда — «Веда заклинаний»
Мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий и т.п.
Ведические гимны содержат лишь первые зачатки рационалистической, философской мысли, которые вплетены в контекст религиозно-мифологического мировоззрения. Но Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая выросла из комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады.
Упанишады - индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы. Термин "Упанишады" [санскр., буквально – сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как "сокровенное знание", доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7–3 вв. до н. э.). Значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные Упанишады, непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре Упанишад – философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира. Толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане.
По форме Упанишады обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником.
В Упанишадах религиозно-мифологическое мировоззрение уже теряет свои господствующие позиции; в его недрах и наряду с ним возникают другие формы общественного сознания. Так, в ряде мест говорится о существовании нескольких самостоятельных видов знания (наук - видья) , в числе которых помимо Вед и различного рода магических искусств упоминаются хронология, логика (риторика) , этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука.
В особую область знания складывается и философия. Правда, для ее обозначения в Упанишадах еще не употребляе
тся самостоятельного термина, но о ее наличии свидетельствует и сам факт обсуждения многих чисто философских проблем, и неоднократные заявления мыслителей Упанишад об отличии провозглашаемых ими знаний не только от ведической мифологии и ритуализма, но также и от обыденного сознания и от конкретных наук, которые объявляются низшим видом знания. Вместе с тем философия в Упанишадах еще сохраняет сильную зависимость от религиозно-мифологического мировоззрения: как правило, в них признаются ведический ритуализм и ведические боги, хотя последние подвергаются уже обычно монотеистической или монистической интерпретации. Содержанием философии в Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем, как место и назначение человека в системе окружающего бытия, природа внешнего мира и человека, характер его жизни и психики, границы и возможности его познавательных способностей, нормы его поведения и т.д. В большинстве случаев рассмотрение философской проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического мировоззрения.
Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Однако по Упанишадам крайне трудно восстановить исторический ход формирования тех понятий, которые полагались в качестве такой первопричины всех явлений. Предположительно можно эти понятия расположить в такой последовательности. Пища (анна) как основа всякой жизни, сама жизнь (жизненное дыхание - прана) ; тот или иной конкретный вещественный элемент - бхута, чаще всего вода, или их совокупность - вода, воздух, земля, огонь (иногда добавляется пятый - эфир, или акаша) ; внутренняя природа вещей - свабхава; упоминаются учения, считавшие первопричиной бытия пространство (акаша) и время (кала) ; в нескольких местах говорится о бытии вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего.
Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагавшие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или атман, реже пуруша. Брахман и атман употребляются обычно синонимически, хотя Брахман чаще служит для выражения объективного аспекта конечной реальности (бог, вездесущий дух) , атман субъективного ее аспекта (душа) . Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии, особенно ее идеалистических учений (прежде всего веданты) .
Брахман - (санскр. [Брах] - «расти, нарастать» и [ман] - «отражать, верить, мыслить, разум») — в индийской идеалистической философии (как в ведической вообще, так и в йоге в частности) — понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.
Атман (санскр. — душа, дух), синоним брахмана.