Индийская филосовская мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:11, реферат

Описание работы

Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально "ведение", "знание") , возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества. Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит) , песнопений, магических заклинаний, молитв и т.п.:

Работа содержит 1 файл

Индийская философская мысль.docx

— 19.29 Кб (Скачать)

Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально "ведение",  "знание") , возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.  Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит) , песнопений, магических заклинаний, молитв и т.п.:

 Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы (или Атхарвангирасы) . Каждый из этих сборников со временем  обрастал различными комментариям и дополнениями ритуального, магического, философского порядка -  Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них - Ригведе.  Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений, заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца прежде всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем, в Ригведе находит свое отражение неудовлетворенность наивно-мифологическим  истолковнием действительности, уже высказываются первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов, подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий .

     Упанишады (буквально "сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как "тайное,  сокровенное учение") . По форме Упанишады обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником.  Упанишад насчитывается в общей сложности свыше сотни, но главными среди них являются так называемые старые Упанишады, которых не более десятка. Временем их создания считаются обычно IX - VI века до н.э. Так называемые младшие Упанишады были изданы гораздо позднее (последние века до н.э. - позднее средневековье) .  В Упанишадах религиозно-мифологическое мировоззрение уже теряет свои господствующие позиции; в его недрах и наряду с ним возникают другие формы общественного сознания. Так, в ряде мест говорится о существовании нескольких самостоятельных видов знания (наук - видья) , в числе которых помимо Вед и различного рода магических искусств упоминаются хронология, логика (риторика) , этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука. В особую область знания складывается и философия. Правда, для ее обозначения в Упанишадах еще не  употребляется самостоятельного термина, но о ее наличии свидетельствует и сам факт обсуждения многих чисто философских проблем, и неоднократные заявления мыслителей Упанишад об отличии провозглашаемых ими знаний не только от ведической мифологии и ритуализма, но также и от обыденного сознания и от конкретных наук, которые объявляются низшим видом знания. Вместе с тем философия в Упанишадах еще сохраняет сильную зависимость от религиозно-мифологического мировоззрения: как правило, в них признаются ведический  ритуализм и ведические боги, хотя последние подвергаются уже обычно монотеистической или монистической интерпретации; на первое место в Упанишадах выдвигается второстепенное и эпизодическое божество ведического пантеона - Брахман. Содержанием философии в Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем, как место и назначение человека в системе окружающего бытия, природа внешнего  мира и человека, характер его жизни и психики, границы и возможности его познавательных способностей, нормы его поведения и т.д. В большинстве случаев рассмотрение философской проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического мировоззрения, и т.п.     Основные принципы философии.

Древнеиндийская пред философия исторически восходит к З-2-му тыс. до н.э. и простирается до III-IV вв. н.э. Внутри этого периода выделяются несколько весьма самостоятельных этапов: ведический (до VI-V ев. до н.э.); после ведический (до III-IV вв. до н.э.); период философии сутр (до lll-IVBB. н.э.).

Главная целью индийской  философии — достижение вечного  блаженства как до, так и после  смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом  достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта  мысль проходит через джайнизм и  буддизм.

Для джайнизма, как  и брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме  больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения.

Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии  нирваны. Жизнь надо Прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.

Буддизм — религиозно-философской  концепция, которая возникла в VI—V вв. до н.э. Основателем буддизма был  Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и  был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства  всех людей а страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад определенной комбинации дхарм — вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличного жизненного процесса — и образование другой комбинации, что и представляет собой перевоплощение. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни.

1. Что такое "карма"?

"Карма" в  переводе с санскрита буквально  означает "содеянное". Чтобы не  давать скучных трудновоспринимаемых определений, опишем карму через ее качества.

 Карма определяет  подсознательную реакцию человека  на то, что с ним происходит. Так, жадный человек автоматически  отказывает, когда у него просят  денег, даже не размышляя. Вор  может без зазрения совести  украсть, а честный человек,  найдя деньги, начинает сразу  же спрашивать окружающих, не  потерял ли их кто-нибудь.

 Карма вызывает  повторение определенных ситуаций. За счет кармы человек инстинктивно  попадает в определенные ситуации. Так, например, драчливый человек  всякий раз, просто идя по  улице, попадает "обязательно" в драку, в то время как спокойный человек, идя по той же улице, никогда даже не замечает драк и конфликтов. Даже если драчливый человек хочет жить мирно и не попадать в постоянные драки, он их невольно вызывает или к ним притягивается. И ему придется приложить огромное количество усилий, чтобы от такой кармы избавиться. Почему такое происходит? Драчливый человек вызывает вибрации, соответствующие его карме, и притягивает других людей с похожими вибрациями, и также притягивается на подобные вибрации. Чтобы не вызывать вибраций драки, ему нужно переделать себя.

 Карма изменяется  и нарабатывается как последствия  деяний. Так, обычные люди не  могут воровать или убивать.  Но если человек уже совершил  несколько преступлений, он может  продолжать преступления дальше  без зазрения совести и зарабатывает  себе соответствующую карму. Если  человек ведет "праведную"  жизнь, он нарабатывает себе  хорошую карму и в дальшейшем наслаждается ее плодами.

 Карма может  безвозвратно запутываться и  закручиваться. Так, например, если  в стране с обычаями кровной  мести один человек убил другого,  то это может вырасти во  вражду семейств или кланов, которая  длится сотни лет с большим  количеством жертв. Последствия  некоторых негативных деяний  могут вызывать дальшейшую лавину негативных деяний и запутанных ситуаций, и могут быть преодолены ценой больших усилий.

 Карма может  отрабатываться в течение одной  жизни, или передаваться от  одного рождения к следующему. Человек, который творил в течение  жизни благие дела, может надеяться  на хорошее следующее рождение. Злодей - на плохое.

Информация о работе Индийская филосовская мысль