Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:13, контрольная работа
Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах
Общее представление об индийской философии
Индийская философия с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Подобно европейской философии до XVII века, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:
1. ведийский период (1500—500 до н. э.),
2. классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3. период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Шесть систем индийской философии и их авторы
Когда ведийская литература стала слишком громоздкой, ведийские мыслители оказались вынужденными систематизировать свои взгляды, и так возникла литература сутр. Основные положения даршан были оформлены в виде сутр, или кратких афоризмов. Они должны были быть как можно более краткими, свободными от всего сомнительного, способными выражать самое существенное, положить конец всяким сомнениям и, наконец, не должны были содержать ничего лишнего и ошибочного.
Авторы сутр стараются избегать всяких излишних повторений и соблюдать строжайшую экономию в словах 11. Древние писатели не соблазнялись многословием, так как полагались больше на память, чем на печатные книги. Эта чрезвычайная сжатость изложения делает сутры трудными для понимания без комментария.
Различные системы развивались в различных центрах философской активности. Взгляды зрели и развивались на протяжении многих поколений, перед тем как были суммированы в сутрах. Сутры не являются результатом работы одного мыслителя или даже одного века, они - результат работы длинного ряда мыслителей, следовавших друг за другом в большом числе поколений. Так как сутрам предшествует период вызревания и формирования их идей, нам трудно проследить происхождение сутр. Для творений духа нельзя указать абсолютного момента их начала. Сутры являются результатом целой серии прошлых усилий и «занимают строго центральное положение в деле, с одной стороны, суммирования ранних литературных опытов, охватывающих много поколений, и с другой - формирования главного источника постоянно растущей активности комментаторов и независимых писателей, активности, проявляющейся и в наши дни и, возможно, имеющей перед собой и будущее 12. Системы должны были развиваться гораздо раньше того периода, когда были сформулированы сутры.
1.
Миманса («разъяснение»
2. Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.
3. Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,
4. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.
5. Ньяя (правило, логика) – учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.
6. Шестая система философии - Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления [4].
У каждой из этих шести систем есть свои основатели. Эти философы следующие:
1.Бадараяна,
называемый также Вьяса
2.Джаймини, автор Пурва-миманса-сутр.
3.Капила, автор Санкхья-сутр.
4.Патанджали, называемый также Шеша или Пханин, автор Йога-сутр.
5.Канада,
называемый также Канабхуг, Канабхакшака
или Улука, автор Вайшешика-
6.Готама
(Гаутама), называемый также Акшапада,
автор Ньяя-сутр.
Общие философские идеи индийской философии подобны общему языку санскриту или воздуху, которым был проникнут каждый увлекающийся философией мыслящий человек.
1. Метепсихоза-сансара
Это наиболее известная из общих идей о переселении душ. При этом человеческие души в зависимости от показателей кармы баланса добрых и злых дел душа переселялась либо человека различного умственного и социального статуса, либо в животное, либо в растение.
2. Бессмертие души
Бессмертие души это настолько общая и признанная идея для индуса, что не требовалось аргументов. За исключением последователей Брихаспати, которые отрицали будущую жизнь, все другие школы признавали бессмертность и вечность души.
3.Пессимизм
Следует отметить, что этот пессимизм, отличается от наших представлений о пессимизме. Он все-таки ближе к реализму, и повышенному вниманию индусов к страданиям, которые имеют место в нашей жизни и способам их устранения.
4.Карма
Вера в карму как в непрерывную деятельность мышления, слова и дела существовала во все века. Все дела – добрые и злые должны приносить плоды - таково положение, в котором не сомневался ни один индус.
5.Непогрешимость вед
Авторитет вед как истинного знания для всех индийский философов имел непреходящее значение. Два вида знаний представлены в шрути и смрити (откровения и предания).
6.Три гунны
Теория трех гунн известна всем индийским философам, как свойства, которые дают импульсы ко всему в природе. В более общем смысле их можно представить как теза антитеза и нечто иное среднее между ними. В философии санкхьи различают три рода:
А) доброе поведение, называемое добродетелью
Б) безразличное поведение – страсть, гнев, жадность, злорадство, насилие, недовольство, грубость, проявляющаяся в изменениях выражения лица.
В)Безумие, опьянение, безделие, нигилизм, похоть,, нечистота, называемое дурным поведением.
В своих философских изысканиях индийцы видели основную цель обретение блаженства и избавление от страданий через постижение истины, истинных знаний. Они отличали шесть видов постижения истины (прамы): восприятие, вывод, откровение, сравнение, предположение, небытие.
Интересным представляется изучаемая философами структура человека в шести индийских философских системах. Человек состоит из нескольких элементов - тела, души, духа, ума(разума) социума. Разные системы придают каждому элементу человека разные свойства. В разных системах они играют определенную роль во внутренних и внешних отношениях. Предпосылкой для выделение свойств того или иного элемента является признание общего духа внутри нас - пуруши, личного бога - атмана, высшего божества - брахмана, природы – пракрити.
Многие наши люди увлекаются эзотерикой, теософией, некоторыми индийскими духовными практиками, как например йога, обосновывая свой выбор и затем занятием им своими психофизиологическими ощущениями. Альтернативой такому подходу могло бы быть теоретическое изучение шести систем индийской философии и затем более осознанный выбор и проверка для себя их на практике.
В заключение, следует отметить, что шесть систем индийской философии имеют мощный потенциал истинных знаний для решения насущных проблем как человека, семьи, предприятия, общества, государства, экологии, к сожалению неосознаваемый и не развиваемый всеми интересующимися исследователями дальше. Кроме того, более детальное изучение шести систем индийской философии позволит сформировать на их основе модели гармоничного объединения интересов людей разных религий, философских убеждений для сохранения мира и устойчивого развития человеческой цивилизации.