Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:11, творческая работа
Основная проблема книги определена Ильиным так: Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения. Отмечая, что вопрос этот глубок, тонок и сложен, Ильин пишет, что упрощение его чревато ложными выводами и теориями.
Самостоятельная работа.
Философский анализ работы.
И.И. Ильин «О сопротивлении злу силою».
Ильин Иван Александрович (1883 - 1954) - выдающийся русский мыслитель, правовед, политический писатель. В 1922 был выслан из Советской России как активный противник большевистского режима. Ильин внес значительный вклад в различные области философской науки, но центральными темами его трудов оставались проблемы духовной культуры, нравственности и религиозности.
«О сопротивлении злу силою»— книга философа И. А. Ильина, написана в 1925 году. Относится к берлинскому периоду творчества философа. Произведение посвящено участникам белого движения и направлено на критику учения Л. Н. Толстого и его последователей о ненасилии.
Структура
В качестве эпиграфа взята фраза из Евангелия от Иоанна (II,15): «И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул».
Содержание:
1 Введение;
2 О самопредании злу;
3 О добре и зле;
4 О заставлении и насилии;
5 О психическом понуждении;
6 О физическом понуждении и пресечении;
7 О силе и зле;
8 Постановка проблемы;
9 О морали бегства;
10 О сентиментальности и наслаждении;
11 О нигилизме и жалости;
12 О мироотвергающей религии;
13 Общие основы;
14 О предмете любви;
15 О границах любви;
16 О видоизменениях любви;
17 О связанности людей в добре и зле;
Этот философский труд посвящен центральному вопросу нравственной философии: проблеме борьбы добра и зла, их внутренней духовной сущности и оправданию необходимости сопротивления злу во имя победы добра. Мне этот вопрос кажется именно сегодня очень актуальным, быть может, еще более, чем в год написания труда(1925г.), потому что масштаб действия сил зла обрел с тех пор поистине вселенский размах, а формы его проявления стали еще изощреннее. Читая Л.Н.Толстого, я не совсем поняла позицию «непротивления злу насилием», хотелось бы поглубже изучить этот вопрос, узнав противоположную точку зрения И. Ильина, именно поэтому я обратилась к данной книге.
Основная проблема книги определена Ильиным так: Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения. Отмечая, что вопрос этот глубок, тонок и сложен, Ильин пишет, что упрощение его чревато ложными выводами и теориями.
Кроме этой основной проблемы, можно выделить большой круг второстепенных проблем, назовём несколько:
О непротивлении злу вообще
Прежде, чем начать исследование основной проблемы труда, Ильин определяет, что «никто из честных людей» не думает в буквальном смысле о полном несопротивлении злу, то есть покорении ему, влекущему за собой «самопредание злу», поскольку человек, несопротивляющийся злу, рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло не является злом
Тезис «несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым» возводится в ранг духовного закона. Душа, покорившаяся злу, начинает верить в то, что чёрное является белым, приспособляется ко злу и в результате уподобляется ему. Несопротивляющийся злу сам уже зол.
Определение добра и зла
Внешнее состояние человеческого тела, никакой внешний поступок человека не может рассматриваться как зло или добро сами по себе, взятые отдельно от человеческого душевно-духовного мира, который является «истинным местонахождением добра и зла».
Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Зло является противодуховной враждой. Однако «вражда ко злу не есть зло».
Добро не является внешним обрядом доброты, оно обязательно должно включать в себя одухотворение и любовь. Человек духовен тогда, когда обращён к объективному совершенству. Добро и зло определяются через наличие или отсутствие в них любви и одухотворения. Причём, настоящее добро должно сочетать в себе оба признака. Так любовь, лишённая одухотворенности, слепа, своекорыстна, подвержена опошлению.
Соотношение заставления и насилия
Ильин определяет, что волевые действия могут быть свободными и заставляющими.
Понятие «заставление» определено как родовое и под ним понимается «такое наложение воли на внутренний или внешний состав человека, которое обращается не к духовному видению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить её или пресечь её деятельность». Следует различать психическое и физическое заставление, причем самозаставление и заставление других могут иметь и психический и физический характер. Психическое самозаставление — самопонуждение, физическое заставление — самопринуждение (самонасилие).
Человеку не дано принуждать других к подлинным деяниям, то есть к духовно и душевно цельным поступкам. Ильин считает, что разумнее будет говорить о физическом понуждении, а не о физическом принуждении, поскольку принуждённость сама собою угаснет в момент личного, духовного восстания человека. Кроме всего прочего, возможно физическое пресечение, направленное на прекращение определённой деятельности.
По мнению Ивана Александровича, необходимо разделять заставление и насилие. Насилие является чем-то необоснованным, возмутительным, а насильник является угнетателем, злодеем. Поэтому нельзя доказывать «допустимость недопустимого» или «правомерность
Неправомерного». Поэтому
термин «насилие» должен использоваться
для обозначения случаев
Таким образом, понятию внешнего заставления подчинены, с одной стороны, понятия психического понуждения, физического понуждения и пресечения, с другой стороны, соответствующие виды насилия над другими.
Самопонуждение и самопринуждение имеют решающее значение в цивилизации и во внутренней культуре человека. Глубочайшая основа духовного воспитания состоит в самовоспитании. Все люди, осознанно или неосознанно, непрерывно воспитывают друг друга.
Останавливаясь на этой проблеме,
хотелось бы отметить, что с данной
авторской трактовкой вопроса я
полностью согласна. Мне кажется,
что главное в становлении
личности — это процесс самовоспитания,
саморазвития, без этого условия
невозможно стать человеком духовно-
помощи права, осуществляющего организованное принуждение, можно достичь значительно большего эффекта и в кратчайшие сроки оградить общество от воздействия злой воли.