И.И. Ильин «О сопротивлении злу силою»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:11, творческая работа

Описание работы

Основная проблема книги определена Ильиным так: Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения. Отмечая, что вопрос этот глубок, тонок и сложен, Ильин пишет, что упрощение его чревато ложными выводами и теориями.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 21.22 Кб (Скачать)

 

Самостоятельная работа.

Философский анализ работы.

 

                   И.И. Ильин «О сопротивлении злу силою».

 

    Ильин Иван Александрович (1883 - 1954) - выдающийся русский мыслитель, правовед, политический писатель. В 1922 был выслан из Советской России как активный противник большевистского режима. Ильин внес значительный вклад в различные области философской науки, но центральными темами его трудов оставались проблемы духовной культуры, нравственности и религиозности.

    «О сопротивлении злу силою»— книга философа И. А. Ильина, написана в 1925 году. Относится к берлинскому периоду творчества философа. Произведение посвящено участникам белого движения и направлено на критику учения Л. Н. Толстого и его последователей о ненасилии.

      

 Структура

 

    В качестве эпиграфа взята фраза из Евангелия от Иоанна (II,15): «И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул».

 

Содержание:

 

            1  Введение;

            2  О самопредании злу;

            3  О добре и зле;

            4  О заставлении и насилии;

            5  О психическом понуждении;

            6  О физическом понуждении и пресечении;

            7  О силе и зле;

            8  Постановка проблемы;

            9  О морали бегства;

            10 О сентиментальности и наслаждении;

            11 О нигилизме и жалости;

            12 О мироотвергающей религии;

            13 Общие основы;

            14 О предмете любви;

            15 О границах любви;

            16 О видоизменениях любви;

            17 О связанности людей в добре и зле;

   

Этот философский труд посвящен центральному вопросу нравственной философии: проблеме борьбы добра и  зла, их внутренней духовной сущности и оправданию необходимости сопротивления  злу во имя победы добра. Мне этот вопрос кажется именно сегодня очень  актуальным, быть может, еще более, чем в год написания труда(1925г.), потому что масштаб действия сил зла обрел с тех пор поистине вселенский размах, а формы его проявления стали еще изощреннее. Читая Л.Н.Толстого, я не совсем  поняла позицию «непротивления злу насилием», хотелось бы поглубже изучить этот вопрос, узнав противоположную точку зрения И. Ильина, именно поэтому я обратилась к данной книге.

 

    Основная проблема книги определена Ильиным так: Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения. Отмечая, что вопрос этот глубок, тонок и сложен, Ильин пишет, что упрощение его чревато ложными выводами и теориями.

 

    Кроме этой основной проблемы, можно выделить большой круг второстепенных проблем, назовём несколько:

 

О непротивлении  злу вообще

 

    Прежде, чем начать исследование основной проблемы труда, Ильин определяет, что «никто из честных людей» не думает в буквальном смысле о полном несопротивлении злу, то есть покорении ему, влекущему за собой «самопредание злу», поскольку человек, несопротивляющийся злу, рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло не является злом

 

    Тезис «несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым» возводится в ранг духовного закона. Душа, покорившаяся злу, начинает верить в то, что чёрное является белым, приспособляется ко злу и в результате уподобляется ему. Несопротивляющийся злу сам уже зол.

 

Определение добра  и зла 

 

    Внешнее состояние человеческого тела, никакой внешний поступок человека не может рассматриваться как зло или добро сами по себе, взятые отдельно от человеческого душевно-духовного мира, который является «истинным местонахождением добра и зла».

 

    Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Зло является противодуховной враждой. Однако «вражда ко злу не есть зло».

 

    Добро не является внешним обрядом доброты, оно обязательно должно включать в себя одухотворение и любовь. Человек духовен тогда, когда обращён к объективному совершенству. Добро и зло определяются через наличие или отсутствие в них любви и одухотворения. Причём, настоящее добро должно сочетать в себе оба признака. Так любовь, лишённая одухотворенности, слепа, своекорыстна, подвержена опошлению.

 

Соотношение заставления и насилия

 

    Ильин определяет, что волевые действия могут быть свободными и заставляющими.

 

    Понятие «заставление» определено как родовое и под ним понимается «такое наложение воли на внутренний или внешний состав человека, которое обращается не к духовному видению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить её или пресечь её деятельность». Следует различать психическое и физическое заставление, причем самозаставление и заставление других могут иметь и психический и физический характер. Психическое самозаставление — самопонуждение, физическое заставление — самопринуждение (самонасилие).

 

    Человеку не дано принуждать других к подлинным деяниям, то есть к духовно и душевно цельным поступкам. Ильин считает, что разумнее будет говорить о физическом понуждении, а не о физическом принуждении, поскольку принуждённость сама собою угаснет в момент личного, духовного восстания человека. Кроме всего прочего, возможно физическое пресечение, направленное на прекращение определённой деятельности.

 

По мнению Ивана Александровича, необходимо разделять заставление и насилие. Насилие является чем-то необоснованным, возмутительным, а насильник является угнетателем, злодеем. Поэтому нельзя доказывать «допустимость недопустимого» или «правомерность

Неправомерного». Поэтому  термин «насилие» должен использоваться для обозначения случаев предосудительного  заставления. Ильин критикует Л. Н. Толстого, говоря, что он и его последователи отождествляют всякое заставление с насилием.

 

    Таким образом, понятию внешнего заставления подчинены, с одной стороны, понятия психического понуждения, физического понуждения и пресечения, с другой стороны, соответствующие виды насилия над другими.

 

    Самопонуждение и самопринуждение имеют решающее значение в цивилизации и во внутренней культуре человека. Глубочайшая основа духовного воспитания состоит в самовоспитании. Все люди, осознанно или неосознанно, непрерывно воспитывают друг друга.

 

Останавливаясь на этой проблеме, хотелось бы отметить, что с данной авторской трактовкой вопроса я  полностью согласна. Мне кажется, что главное в становлении  личности — это процесс самовоспитания, саморазвития, без этого условия  невозможно стать человеком духовно-нравственным, духовно-развитым. Следовательно, человек  со здоровым правосознанием, осознающий ценность права, не может  отрицать    необходимость правового принуждении в деле сопротивления злу. И при

помощи права, осуществляющего  организованное принуждение, можно  достичь значительно большего эффекта  и в кратчайшие сроки оградить общество от воздействия злой воли.

   

 


Информация о работе И.И. Ильин «О сопротивлении злу силою»